Национально-культурные стереотипы в фольклорном ономастиконе

Содержание

Слайд 2

Народное мировидение, отраженное в языке, ярко проявляется в номинациях объектов отдельных

Народное мировидение, отраженное в языке, ярко проявляется в номинациях объектов отдельных денотативных
денотативных сфер, описание которых должно дать комплексное представление о внутренней форме языка в гумбольдтовском понимании, т.е. представление о том, как внешняя действительность преломляется в языке народа.

Слайд 3

Применительно к ономастической лексике важно учитывать вариативность соотношения формальных и семантических параметров

Применительно к ономастической лексике важно учитывать вариативность соотношения формальных и семантических параметров
восприятия имени как внутри пространства онимов, так и в параллельных апеллятивных пространствах, и в группах отономастических семантических дериватов.

Слайд 4

Функционирование имен собственных в фольклорных текстах обусловлено в значительной степени национально-культурными стереотипами

Функционирование имен собственных в фольклорных текстах обусловлено в значительной степени национально-культурными стереотипами употребления и восприятия имени.
употребления и восприятия имени.

Слайд 5

Фольклорные жанры в разной степени ономастически насыщенны (максимально «ономастически плотные» народный календарь

Фольклорные жанры в разной степени ономастически насыщенны (максимально «ономастически плотные» народный календарь
и календарная обрядность).
Сказка, примета, частушка, пословица, поговорка «эксплуатируют» разные ономастиконы.

Слайд 6

Наиболее частотные антропонимы в русском сказочном фольклоре Иван и Марья занимают периферийные

Наиболее частотные антропонимы в русском сказочном фольклоре Иван и Марья занимают периферийные
позиции практически во всех других фольклорных жанрах, например, в пословицах и поговорках более популярны Вавила и Акулина: Вавила – красное (свиное, широкое) рыло. Ушел Вавила по мотовило, да, видно, лесом задавило. Не смыслит Вавила ни уха, ни рыла // – Акуля, что шьешь не оттуля? // Жаль Акулину  посылать по малину.

Слайд 7

Фольклорный ономастикон во многом определяется «правилами», принятыми в соответствующей этнокультурной среде. Так,

Фольклорный ономастикон во многом определяется «правилами», принятыми в соответствующей этнокультурной среде. Так,
замечено, что у тюркоязычных народов нет обычая переносить человеческие имена на животных, как, например, это принято в русской культуре.

Слайд 8

Ср. русскую фольклорную традицию создания «антропозоонимов»: медведь Михайло Потапыч, свинья – Хавронья,

Ср. русскую фольклорную традицию создания «антропозоонимов»: медведь Михайло Потапыч, свинья – Хавронья,
лиса – Патрикеевна и др.

Слайд 9

Деонимизация

Имя собственное кумулирует национально-культурные коннотации (например, при функционировании в качестве имени

Деонимизация Имя собственное кумулирует национально-культурные коннотации (например, при функционировании в качестве имени
фольклорного персонажа), что становится импульсом к его деонимизации, переходе в разряд апеллятивов. Это межъязыковая универсалия, отмечаемая в разных лингвокультурах.

Слайд 10

В русской народной традиции примером антропонима, стереотипно соотносимого с чрезмерным любопытством, непреодолимым

В русской народной традиции примером антропонима, стереотипно соотносимого с чрезмерным любопытством, непреодолимым
желанием посплетничать, является Варвара: Употребление поговорки любопытной Варваре на базаре нос оторвали в типовых ситуациях со значением «не вмешивайся в чужие дела, разговоры» применительно к не в мере любопытному человеку (как женщине, так и мужчине) переводит этот антропоним в разряд апеллятивов.

Слайд 11

Онимизация апеллятива

Ср. легенду о 12 сестрах-лихорадках, которых сатана посылает мучить людей. Это

Онимизация апеллятива Ср. легенду о 12 сестрах-лихорадках, которых сатана посылает мучить людей.
безобразные простоволосые существа, имена которых представляют симптомы лихорадки, каждая имеет свое имя: Ломиха, Огниха, Трясовица, Желтяница, Горчиха, Бессониха, Холодиха, Томилиха, Головиха, Грудница, Животиха, Хрипуниха.

Слайд 12

Осознание внутренней формы слова как средство актуализации представлений об обозначаемом

Имя собственное

Осознание внутренней формы слова как средство актуализации представлений об обозначаемом Имя собственное
выбирается с учетом внутренней формы, имеющей оценочно-характеристическую функцию (см. башкирские антропонимы, мотивированные положительной оценкой качеств внешности, характера и т.п): Тимир ‘железо — пожелание быть крепким, как железо’, Тайбуга ‘пожелание силы, здоровья, как у молодого бычка’, Карагай, Карагас ‘названия деревьев, пожелание быть крепким’, Ильбул ‘в значении: будь почтенным гражданином своей страны’.

Слайд 13

Для русской лингвокультуры это нехарактерно, ср. замечание о том, что «русский именник

Для русской лингвокультуры это нехарактерно, ср. замечание о том, что «русский именник
основан на православных святцах, поэтому образная номинация в русской антропонимии возможна лишь в прозвищах <в которых> … номинативная функция ослаблена, а в ряде случаев практически сведена к нулю за счет функции характеризующей» [М.Э.Рут]

Слайд 14

Такая функция лежит в основе одного из продуктивных для русского фольклора механизмов

Такая функция лежит в основе одного из продуктивных для русского фольклора механизмов
коннотативной обработки имени, когда устойчивые контексты задают типовую характеристику антропониму: Алёна – добрая, безобидная, безответная, ласковая: Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку // С Алёной сладок огурец солёный // Не суйся, Алёнка, где не спрашивают! Арина – нерасторопная, простушка, словам которой не слишком доверяют: Тетка Арина надвое говорила. Сидит Арина, рот разиня. Наташки – канашки, Машки – букашки, Аринушки – разинюшки

Слайд 15

Семантические дериваты

Ср. фитонимы Иван-да-Марья, Ваня-да-Маня, Ванька-да-Манька, Акулька, Фролы, Фролки и др.

Семантические дериваты Ср. фитонимы Иван-да-Марья, Ваня-да-Маня, Ванька-да-Манька, Акулька, Фролы, Фролки и др.

Слайд 16

Особую роль приобретают имена в тех сферах, где они «имеют системный характер,

Особую роль приобретают имена в тех сферах, где они «имеют системный характер,
и сам их набор продиктован стилеобразующими и концептообразующим элементами некоего гипертекста как совокупности текстов определенной жанровой специализации» (народный календарь)

Слайд 17

Антропоним, включенный в специально смоделированный игровой контекст (например, в земледельческом календаре) выполняет

Антропоним, включенный в специально смоделированный игровой контекст (например, в земледельческом календаре) выполняет
мнемоническую функцию: На святой Степан каждый себе пан; на Малахию хлев метёлками обмахивай, с Тихона солнце идёт тише, Прокоп дорогу прокопает, Василий парийский землю парит, на Прохора и зимушка-зима заохает (на Прохора старуха охала: «Ох, студно!».

Слайд 18

Ономастическая стереотипия в фольклорном тексте обеспечивает известный автоматизм процесса номинации, выступая в

Ономастическая стереотипия в фольклорном тексте обеспечивает известный автоматизм процесса номинации, выступая в
качестве его ориентирующих компонентов. Однако, если мы хотим постичь функционирование моделей в живом языковом общении, если мы хотим объяснить появление конкретного наименования, необходимо в каждом отдельном случае опираться на специальный ономасиологический контекст, который предшествует возникновению данной номинативной единицы, является ее смысловой и материальной базой.

Слайд 19

Базовым компонентом воплощенной ономасиологической структуры конкретного наименования, безусловно, является внутренняя форма слова,

Базовым компонентом воплощенной ономасиологической структуры конкретного наименования, безусловно, является внутренняя форма слова,
которая может быть рассмотрена как когнитивная составляющая восприятия информации об обозначаемом.
Имя файла: Национально-культурные-стереотипы-в-фольклорном-ономастиконе.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0