Национальность – Манси

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЧЕКАЯ СПРАВКА

МАНСИ

Малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного

ИСТОРИЧЕКАЯ СПРАВКА МАНСИ Малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры.
Ближайшие языковые родственники хантов.

Слайд 3

Язык
Язык манси больше всего схож с венгерским.
До революции письменности у народа

Язык Язык манси больше всего схож с венгерским. До революции письменности у
не существовало: лишь устное творчество и рисунки.
Первый алфавит на основе звучания был создан в 1931 году: в нём использовались буквы латинского алфавита.
В конце 30-х годов его переписали, взяв за основу русский язык.

Манси не называли друг друга по имени или прозвищу, а лишь по терминам родства.
Было принято также называть родителей по русскому имени старшего ребенка, например,
«отец: Насти».

Слайд 4

История

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала

История Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях
ещё за 2-3 тысячи лет до нашей эры.
Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности.
Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.

Слайд 5

Внешность

Внешность манси отражает в себе черты коренных угорских народов неолитической эпохи в

Внешность Внешность манси отражает в себе черты коренных угорских народов неолитической эпохи
сочетании с прошедшими через степи Азии и Казахстана угорскими племенами.
К особенностям внешности современных представителей можно отнести:
рост до 160 см у мужчин и женщин;
хрупкое телосложение;
волосы прямые, черные или темно-русые, плотной структуры;
складка века, прикрывающая слезный бугорок, ярко выраженного монгольского типа;
в основном темные глаза;
широкий разрез рта, прямая форма и небольшая толщина губ;
подбородок заостренный или округлый, средневыступающий;
борода и волосы на теле растут не густо и медленно;
форма головы — неширокая и невысокая.

Слайд 6

Жилище

Манси жили в невысоких одноэтажных срубах, часто с земляной крышей.
На севере

Жилище Манси жили в невысоких одноэтажных срубах, часто с земляной крышей. На
стали строить более основательные жилища, которые утеплялись изнутри шкурами, а щели затыкались ягелем.

Слайд 7

Летом во время охоты и рыбной ловли, часто происходившей вдали от основного

Летом во время охоты и рыбной ловли, часто происходившей вдали от основного
жилища, из бересты строились временные конусообразные чумы.
Манси-оленеводы сооружали просторные чумы, покрытые оленьими шкурами.

Слайд 8

Одежда

Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей.
Из шкур, снятых зимой, шили

Одежда Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей. Из шкур, снятых зимой,
дорожную одежду, из летних - женские шубы.
Из камуса изготавливали обувь и рукавицы.
Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы.

Слайд 11

Других головных уборов, кроме
шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у

Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у
женщин.
Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Летом для защиты от комаров голову повязывали шейным платком.
Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами.

Слайд 12

Орнаменты

щучьи зубы

двойной след белки

медведь

глухарь

лягушка

Орнаменты щучьи зубы двойной след белки медведь глухарь лягушка

Слайд 13

Ежегодно они собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, необыкновенно вкусных и питательных,

Ежегодно они собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, необыкновенно вкусных и питательных,
которые служили семьям подспорьем на протяжении всей зимы.
Осенью находили вкусные северные ягоды: клюкву, бруснику, морошку, голубику. Охотились манси с помощью луков, это оружие считалось священным. Охота была запрещена на сакральных животных.
Языческие верования манси строились на уважении к природе, нельзя было убивать детенышей зверей и беременных самок. Оленеводством в основном занимались потомки пришедших с юга угров-кочевников, остальные же семьи использовали оленей в качестве личного транспорта, выращивали для еды и одежды.

Жизнь манси Основные занятия манси -охота, рыболовство и собирательство

Слайд 14

Культура

Основное проявление культуры манси - создание музыки и сочинение песен.
Учёные насчитывают

Культура Основное проявление культуры манси - создание музыки и сочинение песен. Учёные
более 20 видов музыкальных инструментов.
Важный элемент культуры, становления менталитета и самобытности - легенды и сказки.
Особое значение имеют шаманские и священные сказки, в них рассказывается о религии, происхождении и устройстве мира, даются важные установки социальных ролей.

Слайд 15

Религия

Изначально, обские угры имели много богов, каждый из которых олицетворял силу

Религия Изначально, обские угры имели много богов, каждый из которых олицетворял силу
природы.
Верховным богом был Нум-Торум, подземным миром правил дух Куль-Отыр,
Полум-Торум - покровитель рыб и птиц - основного источника еды,
Калтащ-эква - богиня земли и плодородия.

Слайд 16

Традиции

Традиционный праздник манси носит название «медвежий».
Его проводят каждый раз, когда убивают медведя,

Традиции Традиционный праздник манси носит название «медвежий». Его проводят каждый раз, когда
которого считают священным, чтобы задобрить его дух и примирить с охотником.
Подготовка начинается ещё в лесу: животное протирают от крови и грязи, кладут на носилки, чтобы голова находилась между лап. Заходя в деревню, мужчины поют ритуальные песни и окуривают себя. Женщины начинают готовить кушанья, приглашаются гости из соседних деревень.
Если убита медведица - праздник с застольем, песнями и ритуалами длится 4 дня, если медведь - 5 дней.

Слайд 17

Яркие представители народа манси
Ромбандеева
Евдокия Ивановна

Российский учёный-финно-угровед мансийского происхождения, специалист по мансийскому

Яркие представители народа манси Ромбандеева Евдокия Ивановна Российский учёный-финно-угровед мансийского происхождения, специалист
языку, составитель первого мансийско-русского и русско-мансийского словаря, доктор филологических наук.

Слайд 18

Сайнахов Григорий Николаевич

Мастер мансийских музыкальных инструментов Санквылтап и мансийской скрипки «Нарнэй-ив».
Всю жизнь

Сайнахов Григорий Николаевич Мастер мансийских музыкальных инструментов Санквылтап и мансийской скрипки «Нарнэй-ив».
работал, охотился, принимал участие в Великой Отечественной войне.
Был награждён медалями
«За Отвагу», «За оборону Ленинграда».

Слайд 19

Шесталов Юван Николаевич

Мансийский писатель.
Первый профессиональный поэт манси,
член СП СССР с

Шесталов Юван Николаевич Мансийский писатель. Первый профессиональный поэт манси, член СП СССР
1962 года.
Родился: 22 июня 1937 г.,
дер. Камратка  Берёзовский район,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Слайд 20

Кандинский Василий Васильевич

Русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.

Кандинский Василий Васильевич Русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан.
Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец - представителем старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества.
Имя файла: Национальность-–-Манси.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 3