Слайд 2СИНДРОМ «Я – РЕБЁНОК»
В каждом из нас до седых волос продолжает жить
ребёнок. Эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной.
Время от времени, синдром проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.
В журналистике данный аспект может играть, как положительную, так и отрицательную роль. Я-ребёнок в общении иногда помогает расположить собеседника, но в то же время, может безответственно относиться к обработке и передаче информации.
Слайд 3НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА
Проверка информации: (О достоверности и проверке информации в основных кодексах: ОБЩЕСТВО
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ КОДЕКС ЭТИЧЕСКИХ НОРМ(1996)
Журналист обязан:
— Проверять достоверность информации, поступающей из любого источника, и избегать непреднамеренных ошибок. Преднамеренное искажение фактов недопустимо ни при каких условиях.)
Ложные факты создают у читателя ложную картину мира. Это, в свою очередь, бросает тень на репутацию издания. Потерять доверие легко, вернуть — очень сложно.
Пример: Статья британского медика привела к вспышке кори. (Медик объявил, что прививка от кори, краснухи и свинки может вызывать аутизм. Статью противника вакцинации опубликовал авторитетный медицинский журнал Lancet, а зря. Оказалось, что медик ошибся не случайно, а сознательно сфабриковал результаты исследования. Ему было выгодно доказать, что обычная прививка может вызывать аутизм.
Слайд 4ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
СМИ – главный режиссер нашего мировоззрения.
Главное понятие: «газетная утка» (Пример в
газете: механические часы Биг-Бен заменят на электронные. Возмущенные британцы буквально срывали телефонные провода с целью высказать свой протест.)
Цель искажения: шумиха вокруг "липовой" новости - высокий доход для газеты.
Слайд 5ОПОЗДАНИЕ НА ВСТРЕЧУ
По этикету и протоколу, на любую встречу надо приходить за
15 минут. Это позволяет раздеться, сходить в туалет, осмотреться, отдышаться, достать ручку и блокнот.
Слайд 6ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ
Задачи журналиста перед интервью:
Изучить типаж человека.
Подготовить вопросы. А лучше несколько
вариантов развития диалога.
Вести беседу, но делать это мягко, ненавязчиво
Как не надо:
не иметь плана интервью.
перебивать собеседника.
не записывать ответы во время интервью.
искать в собеседнике слабые места.
Слайд 7ВНЕШНИЙ ВИД
Журналиста встречают по одежке, и личный имидж играет в этом не
последнюю роль.
Пример: Был случай, когда неопрятный внешний вид сыграл с корреспондентом злую шутку. На улице шёл дождь, осень, слякоть и бездорожье застали на пути репортёров, приехавших на крупную пресс-конференцию. Большинство забежали в уборную и привели себя в порядок, но один ринулся брать интервью у известной спортсменки. Она неодобрительно посмотрела на обувь собеседника и язвительным тоном сказала, что это крайняя степень неуважения — подойти в таком виде. Полный провал.
Слайд 8ЭКСЦЕНТРИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рейтинги, зрелищность, ожидание эффекта заставляет телевизионных ведущих, например, демонстрировать эпатажный стиль
поведения.
Шоу — гости студии выполняют функцию скорее статистов, нежели самостоятельных участников действия.
Существует глубокая взаимосвязь между личным и социальным факторами, взаимопроникновение которых определяет особенности стиля. С одной стороны, общество в виде прямого социального заказа диктует телевидению «правила» общения. С другой, сами телекоммуникаторы, опережая потенциальные изменения социального фона, внедряют в практику созвучные времени модели коммуникации.
Слайд 9ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
За что давать взятку журналисту? Что он может решить? Ничего. Вернее журналист
может посодействовать только в одном – предать гласности те или иные события, чтобы на эти события обратило внимание общество, и особенно власть держащие. Обычно, это очень конфликтные ситуации, и, обычно, за журналиста хватаются как за спасительную соломинку, после того, как пройдены все возможные инстанции.
Но если тема интересная, привлекает общественное внимание, то журналист сам готов заплатить за такую информацию.
Михаил Делягин, публицист: «Это способ подкупа журналисткого сообщества, который осуществляется в преддверие выборов. Теперь журналисты довольны и счастливы, поскольку их объявили сверхлюдьми. Теперь якобы преступления против них будут расследоваться в отличие от преступлений против остальных граждан Российской федерации. Но, конечно, расследовать не будут. Скорее всего схватят первого попавшегося скинхеда».
Слайд 10О ПРЕДАННОСТИ ДЕЛУ
"Мы считаем позорным особый статус, который сделает нас более защищенными,
чем простых россиян…».
В письме журналисты заявляют, что получение привилегированного статуса "позорит" их профессию.
Слайд 11ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ
Тема профессиональной деформации сегодня со всей очевидностью встает и перед журналистами,
и перед аудиторией, постоянно контактирующей с медиа.
Буквально «деформация» (лат. deformatio) переводится как «изменение формы», но если говорить о профессиональной деформации, то следует иметь в виду не столько внешнюю, сколько сущностную эволюцию, связанную с изменениями в структуре личности журналиста вследствие его профессиональной деятельности.
Слайд 12СИЛА ЖУРНАЛИСТА
Журналистика – социальная сфера, а некоторые корреспонденты, подобно иным равнодушным социальным
работникам, также формально относятся к людям.
Журналисты, как псевдопсихологи и псевдопсихотерапевты, зачастую манипулируют аудиторией, создают и навязывают определенную картину мира.
Слайд 13СЛАБОСТЬ
Для журналиста страшно эмоциональное выгорание – эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за
продолжительной эмоциональной нагрузки – сложный психофизиологический феномен, считающийся частным случаем профессиональной деформации.
Деструкция может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения и даже в физическом облике.
«Журналистам, занимающимся социальными проблемами, необходимо уметь дистанцироваться, иметь холодный разум, чтобы точно разобраться в той или иной ситуации и найти из нее выход.
Слайд 14О ГЛАВНОМ
«Самое лучшее – любить свою профессию, искренне интересоваться людьми и жизнью.
Хороший
журналист никогда не «упадет в грязь лицом», ведь он представляет свою аудиторию.