Слайд 2До революции достаточно много внимания уделил данной проблеме известный этнограф С. Максимов.
Из
его слов: «Арестантская община ладится плотно, очень скоро и просто. Правила для нее Бог весть, когда и кем придуманы, но уже приняли определенную и законченную форму. Кажется, сколько глаз следит за преступниками, сколько законов, правил и постановлений обрушилось на них в течение недолгого времени, и все-таки тюремная община живет самостоятельною особенною жизнью. Она цела и самобытна, несмотря даже на то, что тюрьма — не вечная неизбывная квартира, что она скорее постоялый двор, где одни лица сменяются другими, новыми.... Правила для тюремной, общины как будто застывают в самом воздухе, как будто самые тюремные стены пересказывают их....Товарищество соблюдается свято и строго и в тюрьме, как соблюдается оно, например, во всех закрытых заведениях, где также часто мелкий проступок возводится на степень преступления, где также излишняя строгость вызывает неизбежную скрытность как единственное подручное оружие протеста. В этом отношении у корпусов, пансионатов, институтов сходство в приемах с приемами тюремными поразительно».