Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Содержание

Слайд 2

Роль библейских глав
Своеобразие булгаковской «дьяволиады».
Тема совести и веры человека
Проблема творчества в

Роль библейских глав Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Тема совести и веры человека Проблема творчества в романе.
романе.

Слайд 3

Булгаков М. А.

Булгаков М. А.

Слайд 4

И. Кант

И. Кант

Слайд 5

Г.С. Сковорода

Г.С. Сковорода

Слайд 6

Художественное целое булгаковского романа – это своеобразный перекресток двух «миров» - «земного»,

Художественное целое булгаковского романа – это своеобразный перекресток двух «миров» - «земного»,
содержащего в себе жизнь Москвы 30-х годов, и «библейского», включающего в себя персонажей, связанных с историей смерти Иешуа (Христа). Эти два мира пересекаются в своеобразном «третьем мире» - мире вечности.
«Троемирие»- основная философская концепция булгаковского романа – не открытие Булгакова. Как философская категория оно существует в трудах выдающегося украинского ученого Григория Саввича Сковороды.

Слайд 7

"Книга Жизни"

Булгаков переосмыслил евангельский сюжет.
Иешуа Га-Ноцри не сын Божий,
а сын

"Книга Жизни" Булгаков переосмыслил евангельский сюжет. Иешуа Га-Ноцри не сын Божий, а
человеческий,
несущий высочайший моральный идеал добра,
сострадательности и отваги

Слайд 8

В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не просто свободный человек. Он

В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не просто свободный человек. Он
излучает свободу, самостоятелен в своих суждениях, искренен в выражении своих чувств так, как может быть искренен только абсолютно чистый и добрый человек. Даже перед лицом смертельной опасности он замечает Понтию Пилату: «Правду говорить легко и приятно». А правда Пилату как раз и не нужна.

Слайд 9

Почему, не желая гибели "бродячего философа", не веря в его виновность, Понтий

Почему, не желая гибели "бродячего философа", не веря в его виновность, Понтий
Пилат всё таки подписывает распоряжение о его казни?

Слайд 10

Роль библейских глав

В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены

Роль библейских глав В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа –
важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.

Слайд 11

. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство. А

. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство. А
в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. «Трудность – крайнее выражение внутренней подчиненности», «несвободы духа», главная причина социальных подлостей на земле. «…руки потер, как бы обмывая их…» - Здесь Булгаков имеет в виду следующее место из Евангелия от Матфея: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды, и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего…» Таким образом, этот жест символизирует в романе муки совести Пилата, сознание совершаемого им греха и символическое очищение от него

Слайд 12

__________________________________________
? Воланд ?

Соблазняет ,
искушает

Становится
Палачом
порока

Князь тьмы
Дьявол
Сатана
Черт

__________________________________________ ? Воланд ? Соблазняет , искушает Становится Палачом порока Князь тьмы Дьявол Сатана Черт

Слайд 13

Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком

Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком
на земле?»

Человеческую судьбу
и сам исторический процесс
определяет
непрерывный поток истины,
следование высоким идеалам
справедливости, милосердия

Слайд 14

М.А.Булгаков не противовоставляет своего героя Христу, а как бы «конкретизирует» евангельскую легенду

М.А.Булгаков не противовоставляет своего героя Христу, а как бы «конкретизирует» евангельскую легенду
( как он ее понимает ), помогая нам лучше ее осмыслить. Его Христос лишен ореола божественного величия, и тем не менее он вызывает уважение и любовь – такова притягательная сила его личности и суждений. Его смерть на кресте выглядит в романе не случайно, а вполне закономерной: он слишком добр, слишком свободен, чтобы жить в нашем греховном мире. А, значит, ему нет «места на земле». Как и его прообразу..

Слайд 15

-Вы - писатель?
-Я - МАСТЕР.

-Вы - писатель? -Я - МАСТЕР.

Слайд 16

«Он не заслужил света,

он заслужил покой»

«Он не заслужил света, он заслужил покой»

Слайд 17

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение
или следование определенным идеалам, идеям?

Слайд 18

Внутренний мир человека, его отношение к истине становится в булгаковском романе силой,

Внутренний мир человека, его отношение к истине становится в булгаковском романе силой,
определяющей место этого человека в этом мире

Слайд 20

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро
и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Выбираете вы, но, делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере»
Имя файла: Нравственные-и-философские-аспекты-романа-М.-А.-Булгакова-«Мастер-и-Маргарита».pptx
Количество просмотров: 187
Количество скачиваний: 1