Образование в современной школе и социокультурные преобразования современного общества. Модернизация образования в России

Содержание

Слайд 2

План лекции
Обзор социокультурных преобразований современного общества
Новая (культуроцентристская) парадигма образования
Реформирование образования (мировые тенденции)
Основные

План лекции Обзор социокультурных преобразований современного общества Новая (культуроцентристская) парадигма образования Реформирование
направления модернизации образования в России
Проблемы реализации задач непрерывного биологического образования в условиях модернизации средней школы.

Слайд 3

Результаты исследований

(из доклада Д.И. Фельдштейна):
Тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних

Результаты исследований (из доклада Д.И. Фельдштейна): Тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних
школьников учиться. В отличие от ребят середины ХХ века наши дети не считают, что «ученье – свет, а неученье – тьма», так как образование уже не обеспечивает в необходимой степени позитивную социализацию.

Слайд 4

Эдуард Дмитриевич Днепров
(1936 -2015)
Советский и российский педагог, академик РАО, в 1988-1989 гг.

Эдуард Дмитриевич Днепров (1936 -2015) Советский и российский педагог, академик РАО, в
руководитель ВНИКа «Школа»; в 1990-1992 году первый избранный министр образования России

На протяжении 50-80-х гг. XX в. все попытки реформирования были изначально обречены на неудачу. С точки зрения Э.Д. Днепрова, малоэффективность, а зачастую безрезультатность проводимых реформ объясняется тем, что они ставили перед школой цели либо заведомо невыполнимые на данном историческом этапе, либо несвойственные ей.

Слайд 5

А. Берсон
(1859-1941)

Постигнуть жизнь можно только при помощи интуиции, которая как бы непосредственно

А. Берсон (1859-1941) Постигнуть жизнь можно только при помощи интуиции, которая как
проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция иррациональна, она есть постижение жизнью самой себя. Она противостоит интеллектуальным методам познания, которые способны дать знание лишь относительного, а не абсолютного, собственной жизни сознания. Интуиция дана лишь избранным. Это положение приводит Бергсона к элитарной концепции творчества и культуры вообще

Слайд 6

Ф. Ницше
(1844-1900)

Человек начал удаляться от истоков своего существования, разумея под бытием сплошную

Ф. Ницше (1844-1900) Человек начал удаляться от истоков своего существования, разумея под
и обозримую упорядоченность, а не стихийное его становление. Истина есть то, что обладает существенной ценностью людей, их исповедующих, иными словами то, только что имеет значение – есть истина, ибо «убедительность результатов познавательной деятельности не определяется степенью истинности, а тем, насколько давно они были достигнуты, прочно ли усвоены и способны ли быть условием жизни».

Слайд 7

Г. Риккерт
(1863-1936)

Для наук о культуре характерен идиографический метод. Сущность которого состоит

Г. Риккерт (1863-1936) Для наук о культуре характерен идиографический метод. Сущность которого
в описании индивидуальных особенностей «существенных» исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий, обобщений, установление законов), что присуще естествознанию – номотерический метод. Объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны: социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей и оценок (наукой о которых является философия).

Слайд 8

В. Виндельбанд
(1848-1915)

Опираясь на идеи И. Канта, рассматривал философию в качестве критической

В. Виндельбанд (1848-1915) Опираясь на идеи И. Канта, рассматривал философию в качестве
науки об общепринятых ценностях (нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании должного, а не сущего, что соответствует естественным наукам). История есть процесс осознания и воплощения ценностей (логические, эстетические, этические, РЕЛИГИОЗНЫЕ)

Слайд 9

А. Берсон
(1859-1941)

Г. Риккерт
(1863-1936)

Ф. Ницше
(1844-1900)

В. Виндельбанд
(1848-1915)

А. Берсон (1859-1941) Г. Риккерт (1863-1936) Ф. Ницше (1844-1900) В. Виндельбанд (1848-1915)

Слайд 10

А. Н. Скрябин
(1871/72-1915)

А. Н. Скрябин (1871/72-1915)

Слайд 11

…кончилась игра искусства с отражениями… жизни; исчерпано искусство отражающее, исходящее из переживания

…кончилась игра искусства с отражениями… жизни; исчерпано искусство отражающее, исходящее из переживания
явлений и кончающееся теми же переживаниями. Или вовсе не будет искусства, или оно будет рождаться из корней самого бытия и рождать бытие. Миновала пора произведений искусства и отныне мыслимы только его события. Скрябин хотел собрать все бытие, мерцающее в явлениях; весь дух из всех душ разделенного мира воедино

Вяч. Иванов
(1866-1949)

Слайд 12

Вызовы Времени

В пространстве социальных отношений вызовы времени – это настойчивый сигнал с

Вызовы Времени В пространстве социальных отношений вызовы времени – это настойчивый сигнал
нарастающей ультимативностью, с повышением эмоциональности, провокативности требования определиться с ответом, а не отойти в сторону, не проигнорировать.
Понятие «вызова времени» непосредственно связано с понятием цели общественного развития и этом случае вызовы времени следует рассматривать не как беду, напасть, несчастье, а как стимул к росту, развитию. 

Слайд 14

Вызовы Времени

Деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности,
Ликвидированы базовые духовно-нравственные основы

Вызовы Времени Деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности, Ликвидированы базовые духовно-нравственные
социального бытия,
Растут асоциальные и противоправные формы молодежной активности (негативное отношение молодежи к отечественной истории, культуре, традициям России и одновременно некритическое заимствование ценностей западной культуры и образа жизни. Именно молодежь составляет значительную базу социальных и этнических конфликтов, потенциальную среду стихийной и организованной преступности),
Девальвированы ценности творческого труда как способа самореализации личности и важнейшего условия процветания общества.

Слайд 15

Отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей
Отсутствие необходимой материальной базы, современного оборудования;

Отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей Отсутствие необходимой материальной базы, современного
неудовлетворенность организацией учебного процесса, качеством преподавания (каждый пятый респондент)
Негативный характер взаимоотношений с преподавателями
Невысокий уровень организации производственной практики

Слайд 16

Вячеслав Семенович
Стёпин

Постнеклассический этап развития науки

Более 20 лет назад ввел определение

Вячеслав Семенович Стёпин Постнеклассический этап развития науки Более 20 лет назад ввел
«постнеклассического этапа развития науки»
Становление постнеклассической науки открывает новые культурные стандарты научного поиска, но при этом не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследования, а лишь четче определяет область их применения.
Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска
Имя файла: Образование-в-современной-школе-и-социокультурные-преобразования-современного-общества.-Модернизация-образования-в-России.pptx
Количество просмотров: 22
Количество скачиваний: 0