Основные понятия этнической и кросскультурной психологии. Глава 2

Содержание

Слайд 2

Общепринятое понятие этноса

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая

Общепринятое понятие этноса Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая
совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (Бромлей Ю.В., 1983).

Слайд 3

Исследователи

(Александренков Э.Г., 1996; Козлов В.И., 1974; Крюков М.В., 1976; Пименов В.В., 1986;

Исследователи (Александренков Э.Г., 1996; Козлов В.И., 1974; Крюков М.В., 1976; Пименов В.В.,
Поршнев Б.Ф., 1973 и др.). (Арутюнян Ю.В., 1972; Дробижева Л.М., 1985; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А., 1984 и др.).

Слайд 4

Этноцентризм

Этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры.
1)

Этноцентризм Этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры.
считать то, что происходит в их культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, - неестественным и неправильным;
2) рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
3) считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными;
4) считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественной;
5) действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше;
6) гордиться своей группой;
7) чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.

Слайд 5

6 основных классов определений культуры, используемых в антропологической литературе (КгоеЬег & Klackhohn,

6 основных классов определений культуры, используемых в антропологической литературе (КгоеЬег & Klackhohn,
1952).

1. Описательные определения, которые содержат попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, созидающие культуру.
2. Исторические определения - например, аккумуляция традиций в процессе существования культуры (культурное наследие).
3. Нормативные определения - описание разделяемых норм и правил, управляющих человеческим поведением.
4. Психологические определения, опирающиеся на психологические феномены - например, приспособление, культурную адаптацию, решение проблем, обучение, навыки.
5. Структурные определения- относятся к моделям организации культуры: культура - не комплекс обычаев, а способ формирования единой модели внутрисвязанных феноменов.
6. Генетические определения, основанные на происхождении или генезисе культур: культура как результат адаптации группы к среде обитания рождается в социальном взаимодействии и творческом развитии.

Слайд 6

Некоторые из определений, данных внутри кросс-культурной психологии:

культура - это все,

Некоторые из определений, данных внутри кросс-культурной психологии: культура - это все, что
что создано человечеством (Herskovits М., 1955);
культура - это то, что наделено общим смыслом (Geertz С., 1973);
культура - не что иное как общение (Hall Е., 1959);
культура - компьютерная программа, регулирующая поведение (Hofstede G., 1980).

Слайд 7

Самый простой путь изучения связи между культурой и человеческим поведением:

Экология —►

Самый простой путь изучения связи между культурой и человеческим поведением: Экология —►
культура —► социализация —► личность поведение.

Слайд 8

Два основных аргумента в пользу обоснования независимости существования культуры на ее собственном

Два основных аргумента в пользу обоснования независимости существования культуры на ее собственном
уровне:

Отдельные индивиды приходят и уходят, а культуры остаются более или менее стабильными. Таким образом, культура не зависит от отдельных индивидов, а имеет свою собственную жизнь на групповом уровне.
Не существует отдельного индивида, который усвоил бы всю культуру группы, к которой он принадлежит.

Слайд 9

Пример

Все люди имеют социальную дистанцию с членами аутгруппы (внешней группы) - это

Пример Все люди имеют социальную дистанцию с членами аутгруппы (внешней группы) -
универсальный или этик-элемент культуры. Однако в одних культурах социальная дистанция особенно велика, например с расовыми группами, в других - с религиозными или классовыми, а в Индии, например, - с другими кастами. Это примеры культурно-специфических (эмик) вариаций универсального (этик) культурного элемента

Слайд 10

Культура и политика

В январе 1991 г. министр иностранных дел Ирака Азиз и

Культура и политика В январе 1991 г. министр иностранных дел Ирака Азиз
госсекретарь США Бейкер встретились в Женеве. Это была последняя попытка прийти к компромиссу и избежать военного столкновения. Рядом с Азизом на переговорах сидел брат Саддама Хусейна, президента Ирака. Он должен был звонить в Багдад, чтобы информировать президента о ходе переговоров. Бейкер использовал только вербальный канал коммуникации и сказал очень ясно и точно, что если Ирак не уйдет из Кувейта, США применят военную силу против Ирака. Брат Хусейна обратил минимум внимания на то, что сказал Бейкер, но максимум - на то, как он это сказал, и доложил в Багдад следующее: «Американцы не станут нападать. Они слабые. Они спокойные, они не сердятся, они только говорят». Шесть дней спустя началась операция «Буря в пустыне». В результате этой кросс-культурной ошибки Ирак потерял около 175 тыс. жителей, потерпел 200 биллионов долларов убытка, а значительная часть населения превратилась в беженцев (Triandis Н., 1994).

Слайд 11

Культура и неравенство половых ролей

В Африке, в немусульманских культурах, статус женщины был

Культура и неравенство половых ролей В Африке, в немусульманских культурах, статус женщины
почти равен мужскому до прихода колонизаторов. После их прихода возросла экономическая эксплуатация и половое неравенство. В дополнение, авторитет религии часто узаконивает неравенство через религиозные догмы и иерархию, на верху которой мужчина-священнослужитель (особенно неравенство полов поддерживается в мусульманстве и католицизме).

Слайд 12

Культура и мораль

В одном из исследований в Индии людей спрашивали, может ли

Культура и мораль В одном из исследований в Индии людей спрашивали, может
вдова есть рыбу, и они ответили, что нет и что это очень опасно. Испытуемые в США отвечали, что она, конечно же, имеет право есть рыбу - почему бы нет? Под этими ответами скрываются культурные различия: индусы верят, что вдова связана с мужем в вечности. Если она ест рыбу, это может вызвать сексуальное возбуждение, она может вступить в связь с другим мужчиной и это разорвет ее вечную связь с мужем после смерти. Аналогичный пример - индийцы осуждают отказ в помощи другому человеку в любой ситуации, а американцы - только в условиях опасности для жизни этого человека. Это - также расхождения между ценностями индивидуализма (главное - личные цели индивида) и коллективизма (главное - гармония в обществе).
Имя файла: Основные-понятия-этнической-и-кросскультурной-психологии.-Глава-2.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0