Содержание
- 2. «Востоко-Запад» Когда речь заходит о России, можно услышать самые разнообразные мнения о ее культуре, о ее
- 3. Иностранцы же часто цитируют У. Черчилля, сказавшего о России: «Это головоломка, обернутая в тайну внутри загадки».
- 4. Восточная специфика русской культуры есть результат ее истории. Русская культура, в отличие от западноевропейской, формировалась на
- 5. В своих крайних формах мессианство доходит до воинствующего шовинизма и высокомерного национализма, граничащего с манией величия.
- 6. Христианско-православное начало культуры Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Приняв христианство, князь
- 7. Крещение Руси в 988 г. принесло вместе с православием богатые культурные традиции Византии, которая была тогда
- 8. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание Политический подъем Руси, прерванный монгольским нашествием, возобновился с возвышением и развитием
- 9. Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом населения, держалась на централизованной самодержавной
- 10. «Что замыслил Творец о России?» — так формулировал вопрос о русской идее Бердяев. Эта постановка вопроса
- 11. Традиции и современность Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки
- 12. Установки русской культуры
- 14. Скачать презентацию
Слайд 2«Востоко-Запад»
Когда речь заходит о России, можно услышать самые разнообразные мнения о
«Востоко-Запад»
Когда речь заходит о России, можно услышать самые разнообразные мнения о
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Слайд 3 Иностранцы же часто цитируют У. Черчилля, сказавшего о России: «Это головоломка,
Иностранцы же часто цитируют У. Черчилля, сказавшего о России: «Это головоломка,
Культура любого народа содержит в себе какие-то парадоксы, плохо поддающиеся объяснению даже для самих ее носителей, а тем более для посторонних наблюдателей. Культуру же восточных народов людям западной культуры понять особенно сложно. А Россия — страна, лежащая на стыке Запада и Востока. Н.А. Бердяев писал: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира»1. Иностранцев к тому же еще сбивает с толку то, что восточное начало в русской культуре не имеет ясно выраженных очертаний и окутано оболочкой западной культурной традиции. Автор одной из популярных на Западе книг о России американский журналист Г. Смит отмечает: «Российская жизнь не предлагает никакой видимой туристской экзотики — женщин в сари или кимоно, фигур Будды в храмах, верблюдов в пустыне, — чтобы напомнить чужеземцу, что здесь иная культура»1.
Слайд 4 Восточная специфика русской культуры есть результат ее истории. Русская культура, в
Восточная специфика русской культуры есть результат ее истории. Русская культура, в
Слайд 5 В своих крайних формах мессианство доходит до воинствующего шовинизма и высокомерного
В своих крайних формах мессианство доходит до воинствующего шовинизма и высокомерного
В славянофильстве XIX столетия делались попытки развить мессианские представления в нравственно-гуманистическом ключе. Славянофильская публицистика возвышенно говорила о русском народе как о богоизбранном носителе особой духовной силы, призванном сыграть миротворческую и объединительную роль в построении будущего всемирного сообщества народов. В русле этих представлений возникли горячие споры вокруг «русской идеи», т.е. вокруг вопроса о том, каковы цель и смысл существования русского народа. Эти споры продолжаются и поныне, главным образом в связи со стремлением определить особый, «третий» (не западный и не восточный, не социалистический и не капиталистический) путь развития России.
Слайд 6Христианско-православное начало культуры
Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь.
Христианско-православное начало культуры
Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь.
Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Он отделил Русь от Востока и от тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Сейчас можно только фантазировать о том, какими стали бы русский народ и его культура, как сложилась бы история Европы и Азии, если бы Владимир поступил иначе. Но очевидно, что сегодня мы жили бы в мире, очень непохожем на нынешний.
Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Благодаря этому Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. Если бы Киевская Русь не приняла православие, то вряд ли вообще смогла бы возникнуть Россия как большое независимое государство, и трудно даже представить себе, что происходило бы ныне на ее территории и как сложилась бы тогда история за ее границами.
Слайд 7 Крещение Руси в 988 г. принесло вместе с православием богатые культурные
Крещение Руси в 988 г. принесло вместе с православием богатые культурные
Особенно важно было воздействие христианства на народную нравственность. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта: многоженством, кровной местью, варварским обращением с рабами. Она выступала против грубости и жестокости, внедряла в сознание людей понятие греха, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие к слабым и беззащитным.
В то же время древнее язычество не исчезло бесследно. Следы его сохранились в русской культуре до сего времени в некоторых старых народных обычаях, в фольклоре — сказках, былинах, песнях, в виде народных поверий и суеверий. Некоторые элементы язычества вошли и в русское христианство.
Слайд 8Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание
Политический подъем Руси, прерванный монгольским нашествием,
Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание
Политический подъем Руси, прерванный монгольским нашествием,
Так в конце XV в. была сформулирована национально-государственная идеология, на многие столетия вперед драматически определившая ход российской истории. С одной стороны, эта идеология вдохновляла византийско-имперские амбиции и завоевательные устремления русского царизма. Российское государство стало расширяться, главным образом за счет присоединения слабонаселенных азиатских просторов, и превратилось, в конце концов, в могущественную империю. А с другой стороны, под влиянием этой идеологии все силы тратились на овладение громадными территориями, их охрану и освоение, и на обеспечение экономического прогресса и культурное развитие народа сил уже не оставалось. По словам русского историка В.О. Ключевского, «государство пухло, народ хирел».
Слайд 9 Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом
Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом
Имперская идеология за пять веков завоевала прочные позиции в русской культуре. Она проникала в умы аристократов и простых крестьян, закрепившись в качестве культурной традиции, которая поддерживала прославление «православия, самодержавия, народности». На ее почве развивалось мессианское сознание — представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества.
Слайд 10 «Что замыслил Творец о России?» — так формулировал вопрос о русской
«Что замыслил Творец о России?» — так формулировал вопрос о русской
Слайд 11Традиции и современность
Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной
Традиции и современность
Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной
Оглядываясь из современности назад в поисках черт, характерных для русской культуры на протяжении многих веков и сохраняющихся у нее доныне, можно по-разному обобщать исторический материал. Однако выводы, к которым приходят исследователи, во многом совпадают. В таблице приведены основные черты и духовные ориентации, господство которых в русской культуре более или менее единодушно признается различными авторами.
Слайд 12Установки русской культуры
Установки русской культуры