Содержание
- 2. содержание - жизнь и эпоха - 3 - знаменитые работы - 6 - шедевр - 10
- 3. жизнь и эпоха Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на
- 4. РАННИЕ ПОПЫТКИ Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла
- 5. В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками, но и с общим
- 6. знаменитые работы «ложа»
- 7. Это, очевидно, самая знаменитая из работ, представленных Ренуаром на первой выставке импрессионистов в 1874 году. Картина
- 8. «зонтики»
- 9. «деревенский танец» Этому «деревенскому» танцу Ренуар противопоставляет утонченный городской танец. Здесь художник хочет показать два образа
- 10. шедевр Перед нами – ресторан Фурнез, расположенный на островке посреди Сены в районе города Шату, что
- 11. С левой стороны мы видим Алину Шариго, играющую с собачкой; это будущая жена Ренуара. За её
- 12. Девушка с бокалом – Эллен Андре, актриса и натурщица. Прямо над ней расположились Шарль Эфрусси, коллекционер
- 13. стиль и техника Хотя Ренуар, в отличие от своих друзей-импрессионистов Моне и Сислея, не склонен был
- 14. Натюрморты Ренуар часто писал натюрморты, немного расслабляясь таким способом после окончания другой, более напряженной работы. Натюрморты
- 15. Обнаженная натура Ренуар был один из величайших мастеров изображения ню за всю историю живописи. Он любил
- 16. Рисунки и гравюры Ренуар очень много рисовал, но никогда не относился к своим рисункам с должным
- 18. Скачать презентацию
Слайд 3жизнь и эпоха
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе,
жизнь и эпоха
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе,
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж и здесь маленький Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учится музыке. Однако, помимо этого у Огюста проявился дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
В 1858 году фарфоровая мастерская, в которой работал Ренуар, закрылась, и ему пришлось переключиться на роспись вееров и штор. В 1860 году он получил от властей разрешение заниматься копированием картин, находящихся в Лувре, а к 1861 году сумел скопить достаточно денег, чтобы заплатить за обучение, и стал учеником Шарля Глейра, модного в то время художника, писавшего портреты и забавные сценки. Студия Глейра считалась филиалом парижской Школы изящных искусств, и в апреле 1862 года Ренуар, которому исполнился 21 год, выдержал вступительные экзамены в это заведение, оказавшись 68-м из 80 кандидатов. Вместе со своими друзьями по студии Глейра - Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем - Ренуар ездил в лес Фонтенебло, где они рисовали на открытом воздухе. Впоследствии работа на пленэре стала отличительным, «фирменным» знаком импрессионистов, группы художников, ядром которой была перечисленная выше четвёрка.
Слайд 4РАННИЕ ПОПЫТКИ
Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из
РАННИЕ ПОПЫТКИ
Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из
В 1865 году, в доме ещё одного своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео. Огюста захватила страсть, Лиза очаровала художника, стала его первой любовью и любимой моделью. Лиза вдохновляет Ренуара. В то время он постоянно пишет возлюбленную, экспериментируя с разными стилями, что можно видеть на портретах Лизы того периода. Их связь продолжалась 7 лет до 1872 года. Внезапный и неожиданный для всех разрыв случился, вероятно, по той причине, что Ренуар совсем не собирался жениться. Лиза об этом узнала и оставила Ренуара, выйдя замуж за другого.
Творческая карьера Ренуара прерывается в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. Несмотря на то, что участия в боевых действиях Ренуар не принимал (в отличии от Базиля, убитого в сражении), во время службы он жестоко страдал от дизентерии. В послужном списке Ренуара сказано, что он «во время войны проявил выдержку и самообладание».
После окончания войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками устроили в Салоне выставку своих картин. Именно тогда и появился термин «импрессионизм», придуманный одним саркастическим критиком. Теперь об этом событии вспоминают как о первой выставке импрессионистов. Целый ряд выставленных работ подвергся уничтожающей критике, однако «Ложа» Ренуара была оценена достаточно доброжелательно.
Слайд 5В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками,
В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками,
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына - Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.
Алина была младше Ренуара на 20 лет, и, хотя в живописи девушка не разбиралась, она смогла стать для художника прекрасной женой. Став хозяйкой в его доме и взяв на себя все хлопоты, она окружила Ренуара заботой, ограждая от всего что могло бы помешать его работе. Алина оставалась верной спутницей Огюста на протяжении всей жизни, даже несмотря на интрижки, которые периодически возникали у художника со своими натурщицами.
К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Почетного Легиона.
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Более того, несмотря на свой почтенный возраст, он даже попытался заняться скульптурой, давая указания своему помощнику, что и как он должен лепить. К этому времени ревматические боли стали настолько сильными, что иногда художнику приходилось спать под простыней, натянутой на деревянную раму, поскольку даже прикосновение легкого полотна причиняло ему невыносимую боль. Но, несмотря ни на что, Ренуар никогда не терял бодрости духа и любил повторять: «Что ни говорите, а я - счастливчик».
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на нее. 3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления легких в возрасте 78 лет. Так завершился жизненный путь одного из величайших художников всех времен.
Слайд 6знаменитые работы
«ложа»
знаменитые работы
«ложа»
Слайд 7Это, очевидно, самая знаменитая из работ, представленных Ренуаром на первой выставке импрессионистов
Это, очевидно, самая знаменитая из работ, представленных Ренуаром на первой выставке импрессионистов
Бледная кожа женщины создаёт незабываемый контраст с интенсивными чёрными полосами на её костюме. Женской моделью была профессиональная натурщица по имени Нини (у неё ещё малоприятное прозвище Гель-де-Ре или Рыбное лицо). Моделью для мужской фигуры был брат Ренуара Эдмон.
Несмотря на то, что эта картина получила на выставке неплохие отзывы, она не сразу нашла покупателя, и Ренуар продал её торговцу только в 1875 году за 475 франков - скромная сумма, на то время и она была жизненно необходима художнику, чтобы расплатится с долгами.
Жемчуг на шее женщины изображен с помощью мелких выпуклых точек белой краски, сверкающих на фоне кремовых тонов, которыми написана кожа модели.
Лицо мужчины затенено и написано менее отчётливо, чем лицо женщины, а его левая щека почти сливается с фоном картины.
Кружевные оборки на рукавах, спадающие на руки женщины, написаны легкими размытыми «облачками» краски, что характерно для манеры Ренуара.
Тонкими мазками краски переданы и розовые цветы, которыми украшено платье женщины.
Слайд 8«зонтики»
«зонтики»
Слайд 9«деревенский танец»
Этому «деревенскому» танцу Ренуар противопоставляет утонченный городской танец. Здесь художник хочет
«деревенский танец»
Этому «деревенскому» танцу Ренуар противопоставляет утонченный городской танец. Здесь художник хочет
«Городской танец»
Слайд 10шедевр
Перед нами – ресторан Фурнез, расположенный на островке посреди Сены в районе
шедевр
Перед нами – ресторан Фурнез, расположенный на островке посреди Сены в районе
Рассматривая картину, мы словно попадаем на дружеский завтрак. Смотрите, какая непринужденность царит на веранде!.. Какие естественные позы приняли посетители ресторана!.. Кажется, это уже не первая их встреча; все радостны и довольны…
Однако первое впечатление обманчиво. Секрет картины в том, что изображенные на ней люди никогда не позировали Ренуара все вместе: они приезжали в Шату в разные дни.
Ещё удивительнее то, что у каждого из собравшихся на веранде людей есть имя. Художник сознательно писал своих знакомых и друзей.
«Завтрак гребцов»
Слайд 11С левой стороны мы видим Алину Шариго, играющую с собачкой; это будущая
С левой стороны мы видим Алину Шариго, играющую с собачкой; это будущая
На переднем плане мы видим натурщицу Анжель Лего. Рядом с ней сидит Гюстав Кайботт, известный художник и друг Ренуара. Над говорящими склоняется Антонио Маджиоло, итальянский журналист...
Позади этой группы – ещё люди; среди них – известная актриса Жанна Самари, героиня многих портретов Ренуара, Пьер Лестренге, работник министерства внутренних дел и близкий друг Ренуара, а также Поль Лот, запечатленный художником в серии картин, посвящённой танцам.
Слайд 12Девушка с бокалом – Эллен Андре, актриса и натурщица.
Прямо над ней расположились
Девушка с бокалом – Эллен Андре, актриса и натурщица.
Прямо над ней расположились
Не стоит и говорить, что картина с первого взгляда пленяет своей яркостью и живостью – и не в последнюю очередь благодаря знакомству с её героями.
Но самое прекрасное в этой картине – не люди. Ясный день за пределами террасы, пронизанные светом воды Сены, белые парусники, скользящие по её волнам, яркая зелень кустов и деревьев.
Вглядитесь в картину. Как она полнится воздухом, ветром... Как колышется полосатый тент! Как накренились паруса! Как шелестят деревья!..
Удивительный летний день, упоительная в своей свежести природа, знакомые лица, интересные собеседники…
Слайд 13стиль и техника
Хотя Ренуар, в отличие от своих друзей-импрессионистов Моне и Сислея,
стиль и техника
Хотя Ренуар, в отличие от своих друзей-импрессионистов Моне и Сислея,
Когда Ренуар начал серьезно изучать живопись, ему потребовалось некоторое время для того, чтобы найти то направление, в котором он будет работать. На первых порах его естественный творческий инстинкт был приглушен желанием писать картины, отвечающие вкусам публики и тем самым обеспечивающие художнику безбедную будущность. Несколько лет он писал вяло, порой даже мрачно, однако под влиянием друзей, и прежде всего Моне, сумел сделать свою палитру ярче, а манеру письма - свободнее. В молодости Моне и Ренуар были близкими друзьями и в 1869 году работали вместе в любимом публикой месте отдыха на Сене под названием «Лягушатник». Именно здесь они создавали картины, впоследствии послужившие основой импрессионизма. В то время Ренуар разделял интерес Моне к созданию пейзажей на пленэре, но впоследствии, не отказываясь окончательно от этого жанра, все же сосредоточил основное внимание на изображении человеческого тела..
Этюды маслом
Слайд 14Натюрморты
Ренуар часто писал натюрморты, немного расслабляясь таким способом после окончания другой, более
Натюрморты
Ренуар часто писал натюрморты, немного расслабляясь таким способом после окончания другой, более
Слайд 15Обнаженная натура
Ренуар был один из величайших мастеров изображения ню за всю историю
Обнаженная натура
Ренуар был один из величайших мастеров изображения ню за всю историю
СТИЛЬ МАСТЕРА
Живописная манера Ренуара вырабатывалась на протяжении многих лет. В период расцвета импрессионизма, на протяжении всех 1870-х годов, художник писал энергично и живо, благодаря чему его картины всегда выглядели яркими и красочными независимо от того, что было изображено на холсте. Цвета Ренуара обычно были менее насыщенными, чем у его товарищей-импрессионистов, (он часто разводил краски льняным маслом и скипидаром) и ложились более гладко, чем, скажем, у Моне, создававшего за счет красок фактуру холста.
На протяжении короткого «жесткого» периода мазок Ренуара становится шире и тверже. Правда, в более поздних работах его манера вновь смягчается.
Слайд 16Рисунки и гравюры
Ренуар очень много рисовал, но никогда не относился к своим
Рисунки и гравюры
Ренуар очень много рисовал, но никогда не относился к своим
Очаровательный образец гравюры, исполненной Ренуаром в технике сухой иглы, - портрет Берты Моризо, датированный 1892 годом. Художник также пробовал свои силы в офортах и литографии, создав в целом около 50 работ (в том числе несколько цветных), в целом повторяющих сюжеты его картин. Он находил офорт несколько тяжеловесным, и гораздо больше его заинтересовала литография, техника которой предполагает создание рисунка на литографском камне, приблизительно тем же способом, что и на бумаге.