Описание освобождения израильского народа во второй книге Ездры

Содержание

Слайд 2

 Апокрифы

Тема : Описание освобождения израильского народа во второй книге Ездры

Вопросы:
1. Кто такой

Апокрифы Тема : Описание освобождения израильского народа во второй книге Ездры Вопросы:
Ездра?
2. Соотношение 2-й книги Ездры с другими книгами Ветхого Завета.
3. Значение 2-й книги Ездры для истории израильского народа.

Слайд 3

Многие православные авторы в первую очередь отмечают, что после вавилонского плена

Многие православные авторы в первую очередь отмечают, что после вавилонского плена Ездра
Ездра восстановил среди иудеев прежний авторитет Священного Писания.
В приписываемом сщмч. Ипполиту Римскому введении к толкованию на Псалтирь говорится, что псалмы были написаны разными людьми, и Ездра собрал их в одну книгу.

Один из создателей иудейской общины в Палестине, возглавивший возвращение евреев из Вавилона в Иерусалим (1 Ездр. 7).
Имя Ездра является, возможно, является краткой формой имени Азария и приблизительно может быть переведено как «Господь помогает».

Ездра (V в. до Р. Х.), священник из рода Аарона

Роспись синагоги в Дура-Европос,
Сирия (I в.)

Слайд 4

Сведения о Ездре содержатся в 1-й книге, надписанной его именем, и

Сведения о Ездре содержатся в 1-й книге, надписанной его именем, и в
в книге Неемии, а также в неканонических 2-й и 3-й книгах.
В основном 2-я книга Ездры излагает в греческом переводе с незначительными отличиями повествование канонических книг 2-й Паралипоменон, 1-й Ездры и Неемии, написанных на еврейском языке.
Повествование начинается от празднования Пасхи в 18-й год царствования Иосии, кратко излагает историю Иудейского царства до вавилонского плена и в послепленный период от возвращения иудеев при царе Кире до реформы Ездры.

Слайд 5

«И царь Кир вынес священные сосуды Господа, которые Навуходоносор перенес из Иерусалима…

«И царь Кир вынес священные сосуды Господа, которые Навуходоносор перенес из Иерусалима…
и они переданы были Саманассару, князю Иудеи» (2 Ездр. 2: 10-12).

«Во второй год царствования Дария ... встал Зоровавель, сын

Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме» (2 Ездр. 6: 1-2).

«И вынес первосвя-щенник Ездра закон ко всему народу... и читал им» (2 Ездр. 9: 40-41).

Слайд 6

Главное отличие книги от канонических заключается в повествовании о споре трех

Главное отличие книги от канонических заключается в повествовании о споре трех телохранителей
телохранителей персидского царя Дария и о победе Зоровавеля, одержанной им в этом споре (2 Ездр. 3: 1 – 5: 6) .
Источник этого повествования неизвестен.
Возможно, в его основе лежит персидский придворный рассказ, или некое иудейское предание.
В целом повествование книги не имеет законченного характера. При этом автор свободно использовал оригинальный текст, заботясь о ясности мысли и легкости изложения.

Слайд 7

Первое историческое указание на 2-ю книгу Ездры имеется у Иосифа Флавия,

Первое историческое указание на 2-ю книгу Ездры имеется у Иосифа Флавия, который
который в своем изложении событий начала послеплен-ного времени в своих 10-й и 11-й книгах «Иудейских древностей» следует изложенному во 2-й книге Ездры, в том числе полностью пересказывает эпизод со спором телохрани-телей царя Дария.


Иосиф Флавий, еврейский историк и политический деятель, современник первых христиан.
Возможно, по материнской линии происходил из первосвященнического рода Хасмонеев.

Слайд 8

Основываясь на свидетельстве Иосифа Флавия, можно заключить, что 2-я книга Ездры

Основываясь на свидетельстве Иосифа Флавия, можно заключить, что 2-я книга Ездры написана
написана не позднее 1-го века по Р.Х., но когда именно, неизвестно.
Относясь к книге с доверием, Иосиф Флавий даже пытается разрешить некоторые вопросы, возбуждаемые ею.
Вместе с тем, он иногда отступает от ее текста и следует еврейским оригиналам (1: 9, 1:38, 2:15).
В то же время, сам делает грубые ошибки, например, многократно завышая число иудеев, вышедших из плена.

Слайд 9

Церковные учители цитируют 2-ю книгу Ездры очень часто, например:
Климент Александрийский

Церковные учители цитируют 2-ю книгу Ездры очень часто, например: Климент Александрийский (Стром.
(Стром. 1: 21),
Ориген (Гомил. 11, Коммент. к Евангелию от Иоанна 6: 1),
сщмч. Киприан Карфагенский (Письмо 61: 4).
Книга пользовалась уважением, в том числе, и в отношении спора телохранителей.
Так, в указанном письме к Помпею Киприан Карфагенский цитирует Зоровавеля: «Истина же пребывает и возмогает во век, и оживет и обладает во век века… и сия крепость и царство и власть и величество всех веков. Благословен Бог истины» (2Ездр. 4: 38-40).

Слайд 10

Как отмечал проф. А.П. Лопухин, новейшая критика, возвысила значение 2-й книги

Как отмечал проф. А.П. Лопухин, новейшая критика, возвысила значение 2-й книги Ездры
Ездры и склонна даже оказывать ей предпочтение пред каноническими книгами Ездры и Неемии, несмотря на ее очевидные погрешности.
По его мнению, 2-я книга Ездры, являясь переводом с еврейского оригинала, может помогать восстановлению этого оригинала в тех местах, где его чтения возбуждают недоумения.