Орфоэпические нормы

Содержание

Слайд 2

План

Основные понятия орфоэпической нормы
Некоторые правила произношения
Постановка ударения
Глоссарий
Литература

План Основные понятия орфоэпической нормы Некоторые правила произношения Постановка ударения Глоссарий Литература

Слайд 3

Основные понятия

Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность

Основные понятия Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность
правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения.
Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Слайд 4

Основные понятия

Орфоэпические нормы:
Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической

Основные понятия Орфоэпические нормы: Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение
системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими:
[марос] – мороз, [смаска] – смазка,
[маладьба] –молотьба.
Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими:
коНчик, коНца, ПеРмь, боРщ
В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.

Слайд 5

Основные понятия

Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова

Основные понятия Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами
и его лексическим значением).
Иначе норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах.
В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например:
водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА.
Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.

Слайд 6

Основные понятия

Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

Основные понятия Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

Слайд 7

Некоторые правила произношения

Итак напомним - в основе норм произношения лежит система звуков

Некоторые правила произношения Итак напомним - в основе норм произношения лежит система
русского языка, гласных и согласных.
Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и
Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.

Слайд 8

Некоторые правила произношения

Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных. Принято

Некоторые правила произношения Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных.
различать согласные звуки по:
1.По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука ):
губные [ф, в, м, п, б];
переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]:
зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ;
передненёбные [ш,ж,р,ч];
Среднеязычным [й],
Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г].
2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй):
согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч];
сонорные [л, м, н, р].

Слайд 9

Некоторые правила произношения

Произношение сочетаний чн, чт:
В современном русском языке слова с сочетанием

Некоторые правила произношения Произношение сочетаний чн, чт: В современном русском языке слова
чн можно разделить на 3 группы:
Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, Фоминична
Те, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочный
Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Слайд 10

Некоторые правила произношения

В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения:
Сердечный

Некоторые правила произношения В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения:
[ч,н] приступ –
друг сердечный [шн]
перечница [ч,н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)

Слайд 11

Некоторые правила произношения

Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи.
Звуки

Некоторые правила произношения Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки
[д], [т] не произносятся между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный.
На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно.
В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»

Слайд 12

Некоторые правила произношения

Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным.

Некоторые правила произношения Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим
Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая].
В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].

Слайд 13

Некоторые правила произношения

Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов.
Они касаются

Некоторые правила произношения Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются
в первую очередь гласных звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен.
Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].

Слайд 14

Некоторые правила произношения

В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует

Некоторые правила произношения В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении
норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина].
Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо.
Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж.
Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.

Слайд 15

Постановка ударения

Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по значению, лексическому

Постановка ударения Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по значению,
и грамматическому, например:
мука – мука, пили – пили.
Существуют и варианты ударения:
творог – предпочтительное,
творог – допустимое.

Слайд 16

Постановка ударения

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения

Постановка ударения Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой
и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.

Слайд 17

Постановка ударения

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным

Постановка ударения В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за
по счету слогом, де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дитъ.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Слайд 18

Постановка ударения

Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в

Постановка ударения Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако
сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.
ЖелезнодорОжный, водогрязелечЕбница.

Слайд 19

Постановка ударения

различает разные слова: мука - мука, замок - замок;
различает некоторые формы

Постановка ударения различает разные слова: мука - мука, замок - замок; различает
разных слов: ношу - ношу, кружки - кружки;
различает формы одного слова: снега - снега, носите - носите.
Поскольку в большинстве случаев трудно выявить какую-либо закономерность в постановке ударения, необходима работа со списками слов, трудных с точки зрения орфоэпии.

Слайд 20

Постановка ударения

Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах,

Постановка ударения Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических
что различает два вида произношения по стилю и нормативности.
Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи:
1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита;
2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу ;
3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ;
4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей ;
5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана ;
6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.

Слайд 21

Постановка ударения

Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах глаголов:

Постановка ударения Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах глаголов: после
после того как мы включим табло.
Если завтра в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но грубо ошибочное.
Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.

Слайд 22

Глоссарий

Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик

Глоссарий Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом
речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам.
Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/).
Норма (лат. norma — дословно «наугольник», переносное значение «правило») — регулирующее правило, указывающее границы своего применения.
Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными.
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка.
Имя файла: Орфоэпические-нормы.pptx
Количество просмотров: 1771
Количество скачиваний: 56