Осип Эмильевич Мандельштам(1891 – 1938) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских п
- Главная
- Разное
- Осип Эмильевич Мандельштам(1891 – 1938) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских п
Содержание
- 2. Биография Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве. Отец,
- 3. Символизм Мандельштама Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась
- 4. Акмеизм Мандельштама В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913
- 5. Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой
- 6. Вызов власти С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая
- 7. Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол»,
- 8. Ссылка и гибель Мандельштама В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в
- 10. Скачать презентацию
Слайд 2Биография
Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года
Биография
Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года
в Варшаве. Отец, Эмилий Вениаминович (Эмиль, Хаскл, Хацкель Бениаминович) Мандельштам (1856—1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская (1866—1916), была музыкантом.
Закончил Тенишевское коммерческое училище в Петербурге. В 1907 г. уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, затем учится в Гейдельбергском университете.
Закончил Тенишевское коммерческое училище в Петербурге. В 1907 г. уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, затем учится в Гейдельбергском университете.
Слайд 3Символизм Мандельштама
Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа
Символизм Мандельштама
Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа
над поэзией началась с 1908, первая публикация — 1910. Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа — сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов — хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация — удивленной простоты; форма — короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны («Неумолимые слова...» — о Христе, который не назван).
Слайд 4Акмеизм Мандельштама
В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А.
Акмеизм Мандельштама
В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А.
Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя-София» печатаются в программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него — конкретность, «посюсторонность», «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд.— 1916).
Слайд 5Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах»,
Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах»,
«Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно-причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами.
Чулков Георгий, Петровых Мария, Ахматова Анна, Мандельштам Осип
Слайд 6Вызов власти
С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно
Вызов власти
С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно
и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 — стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»).
Слайд 7Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за
Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за
редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи — о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его — в эссе «Разговор о Данте» (1933).
Слайд 8Ссылка и гибель Мандельштама
В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие
Ссылка и гибель Мандельштама
В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие
стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Центральное произведение воронежских лет — «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной войны за выживание человечества и его мирового разума. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично — «за контрреволюционную деятельность» — и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению — от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.