Оскар Шлеммер и театральная мастерска Баухауса. Триадический балет (1923)

Содержание

Слайд 2

План

Краткие сведения
«Триадический балет»
Прочие постановки Шлеммера
Влияние Шлеммера 

План Краткие сведения «Триадический балет» Прочие постановки Шлеммера Влияние Шлеммера

Слайд 3

Оскар Шлеммер (нем. Oskar Schlemmer; 4 сентября 1888, Штутгарт — 4 апреля 1943, Баден-Баден) — немецкий художник, скульптор, хореограф и театральный оформитель.
В 1923 году он

Оскар Шлеммер (нем. Oskar Schlemmer; 4 сентября 1888, Штутгарт — 4 апреля
был принят на работу мастером формы в театральную мастерскую Баухауса, после работы в мастерской скульптуры. Его самая известная работа - "Триадический балет" (Triadisches Ballett), в котором костюмированные актеры превращались в геометрические изображения человеческого тела в том, что он описывал как "партию формы и цвета"

Слайд 4

В 1921 Шлеммер стал преподавателем в школе "Баухаус" в Веймаре, где руководил

В 1921 Шлеммер стал преподавателем в школе "Баухаус" в Веймаре, где руководил
мастерскими настенной живописи и скульптуры. И в 1922 году «Триадический балет» Шлеммера оказался на большой сцене. Первую постановку принимали в Штутгарте. Даже если учитывать многогранности таланта, хореографом Шлеммер все же не был, но тут и не особо нужно было. Главным в его постановке стали костюмы, с которых вообще и началось придумывание всего действа. Сюжета как такового в «Триадическом балете» все равно не было, торжество формы и цвета — вот и весь нарратив.
Для 5 танцовщиков он создал 18 костюмов, которые представляли из себя красочные трехмерные объекты, очень отличающиеся от традиционной танцевальной одежды. Громоздкие, сложной формы, даже не столько костюмы, сколько целые конструкции — они не подчеркивали, как это обычно бывает в танце, а сковывали движения артистов, диктуя их поведение. Изготовлены они были из металла, набивной ткани, папье-маше и прочих не самых очевидных материалов. Так что в итоге герои скорее напоминали замысловатые елочные игрушки.

Слайд 5

Афиша «триадический балет»

Афиша «триадический балет»

Слайд 8

Костюмы — это самый главный элемент «Триадического балета». Все началось с костюмов,

Костюмы — это самый главный элемент «Триадического балета». Все началось с костюмов,
самое пристальное внимание уделялось костюмам. Шлеммер с легкостью менял музыку, под которую выступали артисты балета, но костюмы были неизменны. Золотой шар, проволочная фигура, спиральная фигура, танцор-диск — все эти костюмы выполняли ту роль, которую до Шлеммера в театре выполнял сюжет. Они диктовали танцору его роль

Слайд 9

Костюмы к «Триадическому балету», 1922

Костюмы к «Триадическому балету», 1922

Слайд 14

Первая версия «Триадического балета» строилась на 12 танцевальных номерах, в каждом из которых на сцене находились не больше трех

Первая версия «Триадического балета» строилась на 12 танцевальных номерах, в каждом из
актеров. В 1926 году Шлеммер сократил постановку до 8 сцен — и именно эту версию чаще всего реконструируют современные балетмейстеры. Именно эту версию взял за основу Герхард Бонер, когда в 1977 году по фотографиям и рисункам восстанавливал костюмы, созданные Шлеммером, и впервые со времен Баухауса взялся повторить его сценический опыт. Современные исследователи обожают говорить о «Триадическом балете» Шлеммера — эта тема до сих пор кажется свежей, современной и до конца не исследованной. Об этом балете пишут профессоры истории танца, искусствоведы, театральные критики, режиссеры, в нем ищут (и находят) математическое совершенство, колористическое, даже чисто живописное, исследование, философские и метафизические смыслы, футуристические прогнозы о восстании машин и людях-роботах, даже политическую и социальную сатиру. Об одном можно сказать точно: Шлеммер изобрел совершенно новый тип театра, в котором сюжет исключен из постановки и остается только одна задача для исследования — изучать взаимодействие человека и пространства.

Слайд 16

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Слайд 17

В режиссерском решении балетной постановки Шлеммера заложена триада (потому балет и триадический):

В режиссерском решении балетной постановки Шлеммера заложена триада (потому балет и триадический):
три актера на сцене, три основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), три основных цвета (желтый, красный, синий), три измерения (высота, ширина, глубина).  В знаменитой, второй, версии балета три части: Желтая группа, Розовая группа и Черная группа. Соответствующий фон сцены и цветовая гамма костюмов — в каждой. Когда у Шлеммера спросили, почему балет называется триадическим, он ответил так: «Потому что три — это чрезвычайно важное, выдающееся число, в котором эгоизм и дуалистический контраст трансформируются, уступая место коллективному». Механические человечки в первой «желтой» части выглядят как куклы-марионетки. Во второй «розовой», где разворачивается структура большого па-де-де, они классические танцовщики. В третьей «черной» части отсылают к персонажам и фигурам театра масок. Театральная постановка столетней давности, премьера которой состоялась в Штутгарте в 1922 году, и сейчас выглядит авангардно и смело. «Триадический балет», который начинался как экспериментальная студенческая постановка в мастерской Шлеммера в Баухаусе, стал культовым произведением и изменил не только театральное искусство, но повлиял на дизайн, живопись и скульптуру. Балет периодически оживляют балетмейстеры и постоянно цитируют в фешн-коллекциях, в фотографиях, дизайне, сценических образах.

Слайд 18

И если оригинальный балет Шлеммера исследовал влияние машин и индустриальной революции на

И если оригинальный балет Шлеммера исследовал влияние машин и индустриальной революции на
общество, то современные интерпретации уже вполне могут перенести свое внимание на существование человека в эпоху диджитала. Как, например, “Virtually There” — постановка 2016 года. Здесь костюмы удачно дополняют светодиодные лампы, неон и голографические материалы. А скрипки и барабаны звучат поверх электронного трека.

Слайд 19

Был у  Шлеммера и «Танец планок», где главная роль опять отводилась не

Был у Шлеммера и «Танец планок», где главная роль опять отводилась не
человеку, а костюму (если так можно назвать длинные палки, привязанные к танцору). Суть в том, что артиста в темной одежде и в полумраке видно плохо, и все внимание — как раз на светлые планки.

Прочие постановки Шлеммера

Слайд 20

Ещё одной важной постановкой Шлеммера была «Ирония судьбы». Пантомима разыгрывалась на лестнице,

Ещё одной важной постановкой Шлеммера была «Ирония судьбы». Пантомима разыгрывалась на лестнице,
а её главным персонажем был Музыкальный клоун. У него, например, болталась скрипка на ноге, а зонтик состоял из одних лишь спиц.

Слайд 21

Отсылки к тем самым костюмам прослеживаются в коллекциях дизайнеров, например, у Александра Маккуина.

Отсылки к тем самым костюмам прослеживаются в коллекциях дизайнеров, например, у Александра
И обязательно стоит вспомнить известный костюм Дэвида Боуи для образа Зигги Стардаста. Полосатый комбинезон с огромными штанинами-полусферами создал Кансаем Ямамото, вот только первый прототип сделал, конечно же, Шлеммер.

Влияние Шлеммера 

Имя файла: Оскар-Шлеммер-и-театральная-мастерска-Баухауса.-Триадический-балет-(1923).pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0