Слайд 2Содержание
Этап 1. Психология как наука о душе.
Этап 2. Психология как наука о
сознании.
Этап 3. Психология как наука о поведении.
Этап 4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Слайд 3Этап 1. Психология как наука о душе
Такое определение психологии было дано более
двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
В философских учениях древности затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Слайд 4Платон (427— 347 гг. до н. э.)
Понимал душу человека как что-то
божественное, отличающееся от тела. Согласно Платону, душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Слайд 5Аристотель (384 –322 гг. до н.э.)
Выделил психологию как своеобразную область знания
и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, Психика проявляется в различных способностях к деятельности; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений. Показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей психических явлений — ассоциации.
Слайд 6Душа, по Аристотелю, бестелесна, она форма живого тела, причина и цель его
жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
Слайд 7Этап 2. Психология как наука о сознании
Возникает в XVII веке в связи
с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.
Слайд 8Р. Декарт (1596—1650)
Приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека
и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Слайд 9Б. Спиноза (1632—1677)
Предпринял попытку вновь соединить тело и душу человека. Нет особого
духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Слайд 10Г. Лейбниц (1646—1716)
Отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной
психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Слайд 11X. Вольф (1679 –1754)
Ввел термин «эмпирическая психология» для обозначения направления в науке, основной
принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.
Слайд 12Дж. Локк (1632—1704)
Рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая
ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Слайд 13Этап 3. Психология как наука о поведении
Возникает в конце XIX века. Задача
психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.
Слайд 14История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким
психологом Вильгельмом Вундтом (1832—1920), в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
В 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Слайд 15И. М. Сеченов (1829—1905)
Основоположник отечественной научной психологии. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863)
основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Слайд 16Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга
состоит в создании в России психологического института (1912).
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927).
Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Слайд 17Этап 4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики
Для него
характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.
Слайд 18Особенности развития психологии как науки
1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было
связано с поиском своего предмета исследования, которым в разное время являлись разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, деятельность и т.д.
2. Отдельные проекции целостной психологии человека в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.
3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.
4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.
Слайд 20Список использованной литературы
Батыршина А.Р. История психологии. - М.: Флинта, 2011. - 224
c.
Бреслав Г.М. История научной психологии. - М.: Инфра-М, 2019. - 432 c.
Ждан А.Н. История психологии. - М.: Academia, 2017. - 576 c.
Константинов В.В. История психологии. - СПб.: Питер, 2019. - 432 c.
Смит Р. История психологии. - М.: Academia, 2017. - 608 c.
Шабельников В.К. История психологии. Психология души. - М.: Гаудеамус, 2013. - 391 c.