Основыхристианской этики и православной культуры

Содержание

Слайд 2

ХРИСТИАНСТВО

ПРОИСХОЖДЕНИЕ : МЕСТО И ВРЕМЯ
Территория Палестины, разделенная на несколько областей (Галилея, Самария,

ХРИСТИАНСТВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ : МЕСТО И ВРЕМЯ Территория Палестины, разделенная на несколько областей
Иудея, Перея, Идумея) и населенная в основном еврейским народом
с I века до н.э. по V век – провинция Римской империи

Слайд 3

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

ИУДАИЗМ:
Монотеизм (единобожие)
Креационизм (творение Богом мира «из ничего» за 6 дней
Персонализм (человек

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА ИУДАИЗМ: Монотеизм (единобожие) Креационизм (творение Богом мира «из ничего» за
есть «образ и подобие Бога»
Ожидание мессии (спасителя)

Слайд 4

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

2. ИДЕИ ЕССЕЕВ (II в. до н.э.– I в.) И ДРУГИХ

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА 2. ИДЕИ ЕССЕЕВ (II в. до н.э.– I в.) И
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН:
Целомудрие
Трудовая этика
Вера в посмертное воздаяние
Очищение водой (в т.ч. и как крещение)
Глубокое почтение к «Учителю праведности» (или «Законодателю»)
Осуждение рабства и возвеличивание бедности
Исповедание грехов
Причастительная трапеза

Слайд 5

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

3. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА:
Учение об Едином – духовном бесконечном творческом

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА: Учение об Едином – духовном
начале: «Единое – самопродуцирующая активность,.. Благо, которое само себя творит. Его воля и его бытие совпадают, чем быть хотело, то и есть» (Плотин)
Понятие Логоса-закона как творящего Слова
Идея прирожденной греховности всех людей
Идея непрерывного творения (эманации)
Формулировка «золотого правила морали»

Слайд 6

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

4. Мифология древних народов, некоторые древние языческие культы

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА 4. Мифология древних народов, некоторые древние языческие культы

Слайд 7

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ:

«Христианство» - от имени Иисуса Христа, где «Иисус» означает «спаситель»:
«Родит же

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ: «Христианство» - от имени Иисуса Христа, где «Иисус» означает «спаситель»:
[Мария] Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»
(Мф 16:16)

Слайд 8

М.Шонгауэр
«Рождество»
Ок.1480

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

25 декабря в 1 г. н.э. (754г. от основания Рима) родился

М.Шонгауэр «Рождество» Ок.1480 ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 25 декабря в 1 г. н.э. (754г.
Иисус
дата выбрана при императоре Константине и связана с древним обрядом поклонения Солнцу («возрождение» Солнца)

Слайд 9

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

30-33 гг. – проповедническая деятельность Иисуса. Распятие. Воскресение.

М.Грюневальд «Воскресение» 1512-1516

Дж.Беллини «Снятие

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 30-33 гг. – проповедническая деятельность Иисуса. Распятие. Воскресение. М.Грюневальд «Воскресение»
с креста» 1460

А.Верроккьо «Крещение» 1475

Слайд 10

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

I в. – образование первых христианских общин (т.н. «иудеохристианство»); деятельность 12

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: I в. – образование первых христианских общин (т.н. «иудеохристианство»); деятельность
апостолов и других раннехристианских миссионеров
II-IV вв. – окончательное размежевание христианства с иудаизмом. Распространение христианства в Римской империи и преследование христиан. Возникновение монашества и церковной организации

А.Дюрер «Четыре апостола» 1526

Слайд 11

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

311 г. – запрет гонений на христиан при императорах Константине

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 311 г. – запрет гонений на христиан при императорах Константине
и Галерии
313 г. – объявлена свобода христианского вероисповедания при императоре Константине (312 – 337 гг.)
324 г. – эдикт императора Константина о преимущественном положении христианства перед другими религиями
394 г. – признание христианства государственной религией Рима и запрет языческого вероисповедания

Слайд 12

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

325 г. – Никейский Вселенский Собор (начало догматизации основных положений

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 325 г. – Никейский Вселенский Собор (начало догматизации основных положений
христианской веры)
381 г. – Константинопольский Вселенский Собор (составление единого «Символа веры», заключающего в себе все основные догматы христианства)
V в. – сложились основные таинства христианства; монах Дионисий Малый изобрел новое летоисчисление

Храм Св. Софии в Константинополе (Стамбуле)

Слайд 13

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

V – X вв. – развитие и усиление католической Церкви; образование

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: V – X вв. – развитие и усиление католической Церкви;
института папства; уточнение христианской догматики на последующих Соборах; распространение христианства в Европе; повсеместный переход к новому летоисчислению
1054 г. – разделение Церквей на католическую и православную
С XIII в. – деятельность инквизиции
XVI в. – образование протестантизма

ХРИСТИАНСТВО СТАНОВИТСЯ МИРОВОЙ РЕЛИГИЕЙ И НАСЧИТЫВАЕТ СЕЙЧАС СВЫШЕ 1 МЛРД. ВЕРУЮЩИХ

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА

ВЕРА В ТРИЕДИНОГО БОГА
Бог – Отец Бог – Сын

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА ВЕРА В ТРИЕДИНОГО БОГА Бог – Отец Бог –
Бог – Св.Дух
как Демиург, т.е (Иисус Христос) как вечное
творящий Разум как человеческое животворящее,
чувствующее а для человека
начало и личное начало

Божественная Троица может быть интерпретирована как семья (Отец+Мать=Сын), т.к. в древнееврейском языке «дух» («руах») – женского рода. Встречается во многих религиях.

Слайд 15

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА

ВЕРА В ИСКУПИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ХРИСТА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОТ ВСЕХ

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА ВЕРА В ИСКУПИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ХРИСТА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОТ
ГРЕХОВ, КРОМЕ ПЕРВОРОДНОГО -
нарушения Адамом и Евой запрета Бога – вкушать плоды «от древа познания добра и зла» (Быт.1:17)

И.Босх «Изгнание из рая»

Слайд 16

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА

3. ВЕРА В БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ – таинственную силу, ниспосылаемую Богом

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА 3. ВЕРА В БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ – таинственную силу, ниспосылаемую
для освобождения человека от греха
4. ВЕРА В ПОСМЕРТНОЕ ВОЗДАЯНИЕ за совершенное в жизни и, сл-но, вера в Рай и Ад
5. ВЕРА В ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ и др.

И.Босх «Вознесение праведников в рай»

Слайд 17

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА

Библия (Священное Писание) – собрание 66 книг, признаваемых Церковью богодухновенными,

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА Библия (Священное Писание) – собрание 66 книг, признаваемых Церковью
т.е. написанными избранными Богом людьми по вдохновению и откровению Святого Духа, и другая христианская литература, написанная Святыми, мучениками, священниками

Слайд 18

Христианская этика

Христианские нравственные идеи содержатся в 27 книгах Нового завета. Наиболее значимые

Христианская этика Христианские нравственные идеи содержатся в 27 книгах Нового завета. Наиболее
из них два круга источников:
Евангелия от Матфея, Марка и Луки;
Послания апостола Павла.

Слайд 19

Христианская религиозная этика

По своему нравственному пафосу Христианство радикально отличается (от иудаизма) универсальностью

Христианская религиозная этика По своему нравственному пафосу Христианство радикально отличается (от иудаизма)
общечеловеческого содержания.
Отказ от этноцентризма. Идея равенства всех людей перед Богом и по отношению друг к другу.
Поворот от ритуальности к собственно нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей основаниях.
Христианство обращается к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым. Добродетель смиренномудрия –склонность почитать другого высшим себя.

Х.Мемлинг «Пьета»

Слайд 20

Нравственность как встречное движение Бога и человека.

Бог совершает кеносис – нисходящее движение,

Нравственность как встречное движение Бога и человека. Бог совершает кеносис – нисходящее
выход из своей божественной сущности к человеку, чтобы своими страданиями и смертью принять на себя грехи людей и вызвать и них духовный подъем , движение к Богу.

Спас Вседержитель
Энкаустическая икона конца VI в

Слайд 21

Христианская этика: Любовь как высшая ценность

Не повиновение закону (иудаизм), а любовь – этический

Христианская этика: Любовь как высшая ценность Не повиновение закону (иудаизм), а любовь
пафос христианства
«Люби ближнего твоего, как самого себя…» (Рим.13,8-10) .
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4,16).
Три добродетели: вера, надежда, любовь («агапэ») представляют нераздельное единство.

Слайд 22

Христианские добродетели

1. позитивные: вера, надежда, любовь
2. негативные: готовность к покаянию, душевная стойкость.

Христианские добродетели 1. позитивные: вера, надежда, любовь 2. негативные: готовность к покаянию, душевная стойкость.

Слайд 23

Христианская этика: Цель жизни

Цель жизни – не земное благополучие (иудаизм), а спасение души

Христианская этика: Цель жизни Цель жизни – не земное благополучие (иудаизм), а
для жизни вечной.
Спасение – это избавление от зла морального (греха) и физического (страданий и смерти).
Праведный человек ведет непрестанную борьбу с внешними и внутренними врагами: соблазнами и похотями ( «похоть плоти, очей и гордость житейская»).

Слайд 24

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

ДРЕВНОСТЬ:

Равносторонний крест +
как символ грозы, молнии, урагана и дождя;
как

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА ДРЕВНОСТЬ: Равносторонний крест + как символ грозы, молнии,
символ четырех сторон света;
как символ четырех сторон человеческой сущности – интеллект, чувство, жизнь и смерть;
как атрибут богов;
как графическое изображение колеса с перекрещивающимися спицами и др.

Свастика (санскр. «благоденствие»)
символ удачи;
символ солнечного прохода по небесам;
символ плодородия и возрождения жизни;
символ бессмертия и бесконечности;
символ ночи и черной магии и др.

Крест «анх»
наиболее значимый символ у древних египтян. В нем объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также символизирует объединение женского и мужского божеств.

НЕТ НИКАКОЙ СВЯЗИ С ХРИСТИАНСКИМ КУЛЬТОМ !

Слайд 25

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

АНТИЧНОСТЬ:
У римлян крест был орудием пытки и казни для

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА АНТИЧНОСТЬ: У римлян крест был орудием пытки и
рабов, т.е. унизительным и не приемлемым для свободных способом наказания. Иногда использовался как символ страдания, но еще не сакрализировался
II – III вв. – в христианстве начинает применяться в качестве символа «косой крест» как начальная буква греческого слова «Христос» и как осторожный намек на распятие
В раннем христианстве «якорный крест» является знаком безопасности, устойчивости и надежды

Слайд 26

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

Крест Константина - монограмма, известная как "Хи-Ро", по форме

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА Крест Константина - монограмма, известная как "Хи-Ро", по
состоящей из Х (греческой буквы "хи") и Р ("ро"): первые две буквы имени Христа по-гречески.
Легенда гласит, что именно этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максентию. Вместе с крестом он увидел надпись "с этим победишь". Именно это предсказание обратило Константина в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой.
Последовавшая победа 27 октября 312 года сделала его единственным императором. На следующий год был издан эдикт, разрешающий исповедование христианской религии в империи. Эта монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым символом христианства.

Слайд 27

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

Конец IV – V вв. – после отмены императором

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА Конец IV – V вв. – после отмены
Константином пытки на кресте стал использоваться как христианский символ:
Греческий крест:
Латинский крест:

Русский крест:
Распятие:

Слайд 28

ИКОНОПИСЬ:

Возникает во II – IV вв. и развивается преимущественно в Византии, Египте,

ИКОНОПИСЬ: Возникает во II – IV вв. и развивается преимущественно в Византии,
Эфиопии, Балканских странах, Грузии, России
В Западной Европе не получила такого распространения и была вытеснена другими видами христианской живописи

Св.Николай XII –XIII вв.

Слайд 29

ИКОНА (от греч. eikon – образ) – изображение сверхчувственного мира в материальных

ИКОНА (от греч. eikon – образ) – изображение сверхчувственного мира в материальных
формах
НАЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ:
Для моления, во время которого осуществляется связь человека с Божественным миром
Для напоминания об архетипе-первообразе, который должен быть узнаваем

Богоматерь XII в.

Слайд 30

Иконописец должен следовать общепринятым КАНОНАМ ИКОНОПИСИ:
Нормативным схемам изображения лиц и событий сакральной

Иконописец должен следовать общепринятым КАНОНАМ ИКОНОПИСИ: Нормативным схемам изображения лиц и событий
истории в соответствии с иконописными подлинниками
Символике цвета, жеста, предметов и знаков
Особым приемам стилизации (разномасштабность, обратная перспектива, плоскостное изображение, нейтральный фон и т.п.)

Иконописец является не творцом, а посредником в воплощении первообраза. Иконопись преимущественно анонимна.

Имя файла: Основыхристианской-этики-и-православной-культуры.pptx
Количество просмотров: 726
Количество скачиваний: 14