Особенности работы с объемными объектами дизайна

Содержание

Слайд 2

Объем – первичная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив вертикально

Объем – первичная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив
красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, обтекаемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объем – одна из самых активных форм. Недаром великий французский художник П.Сезанн (1839–1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера».

Слайд 4

К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину

К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину
и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это различные здания и сооружения, малые архитектурные формы, скульптура, мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда – в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека.

Слайд 5

На протяжении веков существования объемной композиции менялись художественные и пластические принципы, отдавалось

На протяжении веков существования объемной композиции менялись художественные и пластические принципы, отдавалось
предпочтение тем или иным стилям, велись поиски новых материалов и способов их изготовления, но законы гармонии и красоты оставались неизменными. Средства гармонии, с помощью которых художники добивались наилучших результатов, и поныне остались теми же.

Слайд 6

Объемную композицию можно подразделить на два вида: симметричную и асимметричную. Наиболее распространенная –

Объемную композицию можно подразделить на два вида: симметричную и асимметричную. Наиболее распространенная
симметричная объемная композиция, имеющая вертикальную ось. Все четыре или более стороны относительно ее одинаковы. Такой симметричный объем в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, так как он ориентирован на одинаковое восприятие со всех сторон. Характерным примером таких композиций можно назвать дорожные ориентиры, верстовые или знаковые столбы, городские фонари прошлых веков, образцы садово-парковой архитектуры (например ротонды) и т.д.

Слайд 7

Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и

Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и
сложного движения масс. Так, посредством асимметричной объемной композиции можно понять художественный образ, созданный автором, проследить выраженную им пластическую тему, только двигаясь вокруг нее. Асимметрия позволяет более емко выразить образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно асимметричную объемную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство или пространство подчинить ей.

Слайд 9

Масштабность – это еще один важный фактор, влияющий на восприятие объемной композиции. Очень

Масштабность – это еще один важный фактор, влияющий на восприятие объемной композиции.
важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения. Проблема масштаба – одна из центральных в создании объемной композиции, но на восприятие формы объема большое влияние оказывает и соотношение размеров формы, деталей и целого объема, то есть пропорции. Кроме того, очень важно соотношение объема и того пространства, в котором он находится, иначе говоря, система пропорций.

Слайд 10

Соразмерности можно добиться путем пропорционирования, расчленения большого объема, сохраняя цельность восприятия формы,

Соразмерности можно добиться путем пропорционирования, расчленения большого объема, сохраняя цельность восприятия формы,
введением мелких деталей, снижающих противостояние человека и объема. И наоборот, обобщением, укрупнением пластической темы очень мелкого объема можно приблизить его восприятие к наиболее удобным для современного человека размерам. Отношение к размерам, создающим наибольший комфорт для человека, по всей видимости, меняется. Если огромные объемные композиции, относящиеся к определенным стилям, эпохам или идеям, подавляли человека своей массой, низводя его до уровня муравья, то в настоящий момент приоритет завоевывает человек. Появляется демократизм в размерах архитектурных сооружений, мебели, одежды, домашней утвари и т.д.