От классицизма к романтизму. Архитектура, живопись, литература

Содержание

Слайд 2

Содержание

Понятие о классицизме
Классицизм в архитектуре
Определение классицизма
Классицизм в живописи
Понятие о романтизме
От классицизма к

Содержание Понятие о классицизме Классицизм в архитектуре Определение классицизма Классицизм в живописи
романтизму
Романтизм в живописи
Определение романтизма
Поэты-классицисты и поэты-романтики о природе, о человеке, о любви

Слайд 3

Понятие о классицизме


классика

классический

образцовые произведения литературы и искусства

совершенный, образцовый

относящийся

Понятие о классицизме классика классический образцовые произведения литературы и искусства совершенный, образцовый
к классицизму, следующий его правилам

типичный, характерный

Слайд 4

Классицизм в архитектуре

Камеронова галерея в Царском Селе (1793)

Парфенон в Афинах (V

Классицизм в архитектуре Камеронова галерея в Царском Селе (1793) Парфенон в Афинах (V век до н.э.)
век до н.э.)

Слайд 5

Парфенон – храм Афины Парфенос (греч. «девушка») на Акрополе в Афинах,

Парфенон – храм Афины Парфенос (греч. «девушка») на Акрополе в Афинах, самое
самое прекрасное творение греческих строителей, сооруженное целиком из мрамора в V веке до н.э.
Его фронтон заполняли статуи. На одном фронтоне они изображали спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом – рождение Афины. Внутри Парфенона стояла статуя Афины работы Фидия.
«Словарь античности». М., 1989.

Слайд 6

Классицизм в архитектуре

Монферран Исаакиевский собор (1858)

Пантеон в Риме (около 125 года

Классицизм в архитектуре Монферран Исаакиевский собор (1858) Пантеон в Риме (около 125 года н.э.)
н.э.)

Слайд 7

ПАНТЕОН (греч. «храм, посвященный всем богам»), единственное сохранившееся в Риме (высотой

ПАНТЕОН (греч. «храм, посвященный всем богам»), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43
43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает  через отверстия в куполе.
Пантеон был построен в 115—125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой, но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля.
«Словарь античности». М., 1989.

Слайд 8

Законы классицизма в архитектуре

использование ордера как конструктивного элемента
строгая симметрия и уравновешенность
рациональные композиционные

Законы классицизма в архитектуре использование ордера как конструктивного элемента строгая симметрия и
построения
монументальные формы

Слайд 9

Ордер – стоечно-балочная конструкция, включающая несущие части (колонна с капителью, базой,

Ордер – стоечно-балочная конструкция, включающая несущие части (колонна с капителью, базой, иногда
иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции; они получили названия от племен и областей: дорический, ионический, коринфский.
«Большой энциклопедический словарь». М., 1991

Слайд 10

А, Б – дорический, В – ионический, Г, Д - коринфский

А, Б – дорический, В – ионический, Г, Д - коринфский

Слайд 11

Определение классицизма

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») – художественное направление

Определение классицизма Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») – художественное направление в
в искусстве и литературе ХVΙΙ – начала ХΙХ века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей норме, «образцу». Отсюда культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.
«Энциклопедический словарь юного литературоведа». М., 1998.

Слайд 12

Классицизм в живописи

Давид. «Смерть Сократа».

Классицизм в живописи Давид. «Смерть Сократа».

Слайд 13

Сократ (около 470 – 399 до н.э.), древнегреческий философ, один из

Сократ (около 470 – 399 до н.э.), древнегреческий философ, один из родоначальников
родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Был обвинен в поклонении «новым божествам» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).
Для последующих эпох Сократ стал идеалом мудреца.
«Большой энциклопедический словарь». М., 1991

Слайд 14

Классицизм в живописи

Давид. «Клятва Горациев».

Классицизм в живописи Давид. «Клятва Горациев».

Слайд 15

Горации – древнеримский род, легендарными представителями которого считались три брата-близнеца, сразившиеся

Горации – древнеримский род, легендарными представителями которого считались три брата-близнеца, сразившиеся в
в VΙΙ в. до н.э. с тремя Куриациями, своими двоюродными братьями из Альба-Лонги, чтобы кончить этим поединком войну Рима с Альбой-Лонгой. Двое Горациев пали в битве, третий – Публий – убил Куриациев, доставив победу Риму.
«Мифологический словарь». М., 1992.

Слайд 16

Классицизм в живописи

А.П. Лосенко. «Смерть Адониса».

Классицизм в живописи А.П. Лосенко. «Смерть Адониса».

Слайд 17

Адонис в греческой мифологии божество с ярко выраженными растительными функциями, связанными

Адонис в греческой мифологии божество с ярко выраженными растительными функциями, связанными с
с периодическим умиранием и возрождением природы.
Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает ей страсть к родному отцу, который, не зная своей дочери, поддается соблазну, а потом проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – Адонис. Афродита передает младенца на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом.
Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой, спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.

Слайд 18

Адонис

Адонис

Слайд 19

Давид. «Сафо и Фаон».

Давид. «Сафо и Фаон».

Слайд 20

Фа́он в греческой мифологии лесбосец, который, перевозя богиню Афродиту, не взял

Фа́он в греческой мифологии лесбосец, который, перевозя богиню Афродиту, не взял с
с неё платы и получил в награду чудесное снадобье, сделавшее его юным и прекрасным, так что все женщины в него влюблялись. По версии, изложенной Овидием, в Фаона влюбилась Сапфо и, отвергнутая им, бросилась в море с левкадской скалы.
Энциклопедия «Мифы народов мира».

Слайд 21

Законы классицизма в живописи

использование античных сюжетов
строгая композиция (персонажи картины вписаны в геометрическую

Законы классицизма в живописи использование античных сюжетов строгая композиция (персонажи картины вписаны
фигуру - треугольник или прямоугольник - и расположены на одном уровне)
четкие контуры фигур
отсутствие контрастных цветов
главный герой часто выделен красным цветом

Слайд 22

Контрастные цвета

Красный

Желтый

Синий

Оранжевый

Зеленый

Фиолетовый

Контрастные цвета Красный Желтый Синий Оранжевый Зеленый Фиолетовый

Слайд 23

Понятие о романтизме

романтик

последователь романтизма

идеалист-мечтатель

романтика

то, что содержит идеи

Понятие о романтизме романтик последователь романтизма идеалист-мечтатель романтика то, что содержит идеи
и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению

романтический

мечтательно настроенный

относящийся к романтизму

Слайд 24

От классицизма к романтизму

Давид. «Портрет Наполеона в его рабочем кабинете».

Гро. «Наполеон

От классицизма к романтизму Давид. «Портрет Наполеона в его рабочем кабинете». Гро. «Наполеон на Аркольском мосту».
на Аркольском мосту».

Слайд 25

Сражение при Арколе (селение в Сев. Италии) - одно из важнейших

Сражение при Арколе (селение в Сев. Италии) - одно из важнейших сражений,
сражений, произошедших во время Итальянского похода Бонапарта 1796 – 1797 годов. Австрийцев было больше, чем французов, и сражались они с чрезвычайной стойкостью.
Одним из самых важных пунктов был знаменитый Аркольский мост. Трижды французы бросались на штурм и брали мост и трижды с тяжкими потерями отбрасывались оттуда австрийцами.
Главнокомандующий Бонапарт бросился лично вперед со знаменем в руках. Около него было перебито несколько солдат и адъютантов. Бой длился трое суток с небольшими перерывами. Австрийцы были разбиты.
( По Е.В. Тарле. «Наполеон».)

Слайд 26

Романтизм в живописи

Делакруа. «Охота на львов».

Романтизм в живописи Делакруа. «Охота на львов».

Слайд 27

Романтизм в живописи

Делакруа. «Тигр, напавший на лошадь».

Романтизм в живописи Делакруа. «Тигр, напавший на лошадь».

Слайд 28

Делакруа. «Свобода на баррикадах».
.

Делакруа. «Свобода на баррикадах». .

Слайд 29

Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ» (1830-1831,

Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ» (1830-1831, Париж,
Париж, Лувр), написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями.

Слайд 30

Для живописи романтизма характерно

изображение экзотической природы
изображение героя в необычных обстоятельствах
произвольность композиции
динамичность
отсутствие четких

Для живописи романтизма характерно изображение экзотической природы изображение героя в необычных обстоятельствах
контуров
использование контрастных цветов
необычность цветового решения

Слайд 31

Определение романтизма

Романтизм – принцип восприятия мира, предопределенный обостренным ощущением разлада

Определение романтизма Романтизм – принцип восприятия мира, предопределенный обостренным ощущением разлада между
между идеальными порывами души и обыденной жизнью;
направление в искусстве и литературе конца XVΙΙΙ – первой половины ХΙХ века, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, изображению исключительной личности в исключительных обстоятельствах и свободных чувств.

Слайд 32

Классицисты о природе

М.В. Ломоносов
Ода на день восшествия на престол

Классицисты о природе М.В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Елисаветы Петровны 1747 года
Отрывок
Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мерзлыми борей крылами Твои взвевает знамена; Но бог меж льдистыми горами Велик своими чудесами: Там Лена чистой быстриной, Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной.

Коль многим смертным неизвестны Творит натура чудеса, Где густостью животным тесны Стоят глубокие леса, Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

Слайд 33

Классицисты о человеке

М.В. Ломоносов
Надпись к статуе Петра Великого
Се образ изваян

Классицисты о человеке М.В. Ломоносов Надпись к статуе Петра Великого Се образ
премудрого героя, Что ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних обучал и внешних сопостатов; И словом, се есть Петр, отечества Отец; Земное божество Россия почитает, И столько олтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.
Между 1743 и 1747 годом

Слайд 34

Романтики о природе и человеке

Н.М. Языков
Пловец
Нелюдимо наше море, День

Романтики о природе и человеке Н.М. Языков Пловец Нелюдимо наше море, День
и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено.
Смело, братья! Ветром полный Парус мой направил я: Полетит на скользки волны Быстрокрылыя ладья!
Облака бегут над морем, Крепнет ветер, зыбь черней, Будет буря: мы поспорим И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет, Закипит громада вод, Выше вал сердитый встанет, Глубже бездна упадет!
Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина,
Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный Прям и крепок парус мой.
1829

Слайд 35

Классицисты о любви

М.В. Ломоносов
Разговор с Анакреоном
А н а к

Классицисты о любви М.В. Ломоносов Разговор с Анакреоном А н а к
р е о н
Ода Ι
Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть. Я гусли со струнами Вчера переменил И славными делами Алкида возносил; Да гусли поневоле Любовь мне петь велят, О вас, герои, боле, Прощайте, не хотят.

Л о м о н о с о в
Ответ
Мне петь было о нежной, Анакреон, любви; Я чувствовал жар прежней В согревшейся крови, Я бегать стал перстами По тоненьким струнам И сладкими словами Последовать стопам. Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.

Слайд 36

Романтики о любви

М.Ю. Лермонтов
К Л. –
(Подражание Байрону)
У ног других

Романтики о любви М.Ю. Лермонтов К Л. – (Подражание Байрону) У ног
не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней; Так память демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один, один: Люблю, люблю одну!
Принадлежишь другому ты, Забыт певец тобой; С тех пор влекут меня мечты Прочь от земли родной;

Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну!
И не узнает шумный свет, Кто нежно так любим, Как я страдал и сколько лет Я памятью томим; И где бы я ни стал искать Былую тишину, Все сердце будет мне шептать: Люблю, люблю одну!
1831