Советская скульптура 1920-х годов

Содержание

Слайд 2

В 1920-е годы в скульптуре, как и в живописи, идёт работа

В 1920-е годы в скульптуре, как и в живописи, идёт работа над
над созданием глубоко идейных, тематических произведений, отражающих современную действительность.
В это время плодотворно развиваются все виды станковой скульптуры – скульптурный портрет, статуя, скульптурная группа, рельеф. Больших успехов достигает и монументальная скульптура (памятники).
В скульптуре на новой художественно-исторической основе получает решение ряд сложных проблем: создание героического образа современности, композиционное решения памятника, его органическая связь со средой – окружающей природой и архитектурными сооружениями.

Слайд 3

В скульптуре не было того большого числа творческих групп, как в

В скульптуре не было того большого числа творческих групп, как в живописи.
живописи. Основные силы ваятелей группировались вокруг двух творческих объединений. Это «Общество русских скульпторов» (ОРС), организованное в 1926 году и скульптурная секция «Ассоциации художников революционной России», возникшая вместе с созданием АХРР, но получившая реальное значение с середины 1920-х годов.
ОРС – первое самостоятельное объединение ваятелей – за всё время существования русской скульптуры сыграло очень большую роль в утверждении значения этого вида искусства. Главная цель – нахождение полноценной пластической формы, способной выразить новое содержание.

Слайд 4

Состав ОРСа был неоднороден. Сюда входили мастера различных творческих направлений: старейшие

Состав ОРСа был неоднороден. Сюда входили мастера различных творческих направлений: старейшие представители
представители русской скульптуры – А.С. Голубкина и С.Т. Конёнков; более молодые ваятели, увлекавшиеся новыми течениями – кубизмом и конструктивизмом, – Б.Д. Королёв, И.М. Чайков, В.Н. Домогацкий, испытавший в прошлом влияние импрессионизма; В.И. Мухина, И.Д. Шадр с ярко выраженной тенденций в творчестве к большим монументальным обобщениям.
В скульптурной секции АХРР в основном группировались мастера, прошедшие академическую реалистическую школу.

Слайд 5

В скульптурную секцию АХРР входили: М.Г.Манизер, В.В.Козлов, И.И.Менделеевич, С.С.Алёшин, Б.И.Яковлев, С.Д.Меркулов.

В скульптурную секцию АХРР входили: М.Г.Манизер, В.В.Козлов, И.И.Менделеевич, С.С.Алёшин, Б.И.Яковлев, С.Д.Меркулов. На
На выставках АХРР выступали со своими произведениями и члены ОРСа – Домогацкий, Королёв, Шадр и другие.
Скульпторы АХРР более быстро и непосредственно откликались на события современности. На их выставках появлялись скульптурные портреты революционеров, общественных деятелей, рабочих, интеллигенции; много было тематических композиций, скульптурных групп и рельефов, проектов памятников. Вот лишь некоторые из произведений:

Слайд 6


И.Д. Шадр.
Сеятель. 1922 г.

И.Д. Шадр. Сеятель. 1922 г.

Слайд 7

Интересна история создания этой поясной скульптуры. В 1922 году И.Д.Шадр (1887-1941)

Интересна история создания этой поясной скульптуры. В 1922 году И.Д.Шадр (1887-1941) выполнил
выполнил серию скульптур для Гознака. Эти изображения были предназначены для воспроизведения их на выпускаемых тогда новых денежных знаках: монетах и бумажных купюрах.
Шадр создал обобщённые образы народа. Портретные изображения конкретных людей поднимаются в его произведениях до значения символа.

Слайд 9

И.Д. Шадр.
Булыжник – оружие пролетариата. 1927 г.

И.Д. Шадр. Булыжник – оружие пролетариата. 1927 г.

Слайд 10

В твёрдо стоящей женской фигуре со скрещёнными на груди руками скульптор

В твёрдо стоящей женской фигуре со скрещёнными на груди руками скульптор В.И.Мухина
В.И.Мухина (1889-1953) стремится показать типичные черты народа – неиссякаемый запас жизненных сил, физическую мощь и выносливость.
Но в этом своём стремлении скульптор несколько упростила и огрубила образ, лишив его духовных качеств.

В.И. Мухина.
Крестьянка. 1927 г.

Слайд 11

Очень своеобразным мастером выступает в 1920-е годы А.Т. Матвеев (1878-1960). Начав

Очень своеобразным мастером выступает в 1920-е годы А.Т. Матвеев (1878-1960). Начав работать
работать задолго до революции 1917 года, он создал ряд скульптурных композиций.
В 1927 году он создаёт скульптурную группу «Октябрь», дающую широкое символическое истолкование событий революции. Композиция состоит из трёх фигур, представляющих Рабочего, Крестьянина и Красноармейца. В постановке фигур, в уравновешенной композиции в виде треугольника, в величии жестов есть отзвуки искусства классицизма. Но в трактовке самих образов выступает поэтическое выражение современности.

Слайд 12

А.Т. Матвеев.
Группа «Октябрь». 1927 г.

А.Т. Матвеев. Группа «Октябрь». 1927 г.

Слайд 13

Таким образом, во многих лучших произведениях скульптуры 1920-х годов выступают новые

Таким образом, во многих лучших произведениях скульптуры 1920-х годов выступают новые качества
качества – широкое обобщение революционных событий, глубокое раскрытие народных характеров, сила и выразительность пластической формы. В них как бы накапливаются качества монументальности, которые в полную меру проявятся в искусстве уже 1930-х годов. Ярким примером такой монументальной выразительности является скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной, выполненная для Всемирной выставки в Париже в 1937 году.

Слайд 14

В.И. Мухина.
Рабочий и колхозница. 1937г.

В.И. Мухина. Рабочий и колхозница. 1937г.