От самоидентификации человека к самоуправлению и развитию. Занятие 3. Овладение методологией познания и творчества
- Главная
- Разное
- От самоидентификации человека к самоуправлению и развитию. Занятие 3. Овладение методологией познания и творчества
Содержание
- 2. 2 Овладение методологией познания и творчества – как основа самореализации (реализации генетически обусловленного творческого потенциала человека
- 3. И это всё в совокупности приводит к вопросу о методологии познания и творчества 3 Все вновь
- 4. 4
- 5. 5
- 6. 6
- 7. 7 Познание и творчество в узком смысле значений этих терминов взаимосвязаны: познание включает в себя познание
- 8. 8 Доказательный. В его основе лежит соответствующая информационная база, полученная в результате наблюдений за природными и
- 9. Первый способ более распространён в естествознании и в основанных на естествознании отраслях деятельности людей, а второй
- 10. Отказывать любому из этих двух способов в научной состоятельности — значит плодить ошибки в познавательной практике,
- 11. Принципиальное отличие названных способов производства новых знаний и навыков состоит в том, что: Если информационная база
- 12. Исторически сложившаяся господствующая в научных кругах культура осмысления жизни такова, что многие учёные убеждены в следующем:
- 13. Реальность такова, что, по мнению многих, в том числе и профессионально занятых в науке, воспроизводимость результата,
- 14. Во-первых, уникальные и редкие явления, а также явления не воспроизводимые в эксперименте при достигнутом уровне развития
- 15. Во-вторых, практическая осуществимость воспроизведения резуль- тата — во многом иллюзорна, поскольку может быть обусловлена неко- торыми
- 16. В третьих, «успешно» воспроизводимы могут быть и заведомо несостоятельные, ошибочные результаты. Например, 2≠1 — это общеизвестно,
- 17. Поэтому всеобъемлюще-универсальный (т. е. не знающий исключений) критерий истинности — практика. Но пользование им — искусство,
- 18. Воспроизводимость результата в том или ином эксперименте или в практической деятельности — это одно явление, а
- 19. Иными словами, воспроизводимость ошибок, которые не осознаются в таковом качестве, не обращает ошибки в достоверное знание
- 20. В отличие от требования воспроизводимости результатов (по существу алгоритмики их получения), принцип «практика — критерий истины»
- 21. Вследствие такого рода подмены многие предметные области исследований, в которых результаты невоспроизводимы в силу уникальности или
- 22. Действительно, то, что стало в своё время достоянием психики Эхнатона, Моисея, Будды, Христа, Мухаммада, и других,
- 23. В результате описанной выше подмены и забвения принципа «практика — критерий истины» и произошло разделение науки
- 24. Целью религиозной практики всякого буддиста является в конечном итоге пройти через просветление, а не нескончаемо болтать
- 25. Христианство: «15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
- 26. Познавательные (гносеологические) принципы язычества проистекают из утверждения — своего рода аксиомы: Всевышний говорит с людьми языком
- 27. Хотя в разных редакциях, этот принцип формулируется по-разному, но суть его остаётся узнаваемо неизменной во всех
- 28. Однако реальная история религии, науки и техники такова, что каждая из этих субкультур человечества даёт множество
- 29. И это обстоятельство приводит к вопросу о тех личностных и общественных — по-разному субъективных — причинах,
- 31. Скачать презентацию
Слайд 22
Овладение методологией познания и творчества – как основа самореализации (реализации генетически обусловленного
2
Овладение методологией познания и творчества – как основа самореализации (реализации генетически обусловленного
![2 Овладение методологией познания и творчества – как основа самореализации (реализации генетически](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-1.jpg)
Знания и навыки, освоенные индивидом, можно разделить на две категории:
1). воспринятые им в готовом к употреблению виде из культуры своего общества или культуры человечества в целом;
2). произведённые им самостоятельно.
Если говорить о соотношении этих категорий,
то индивид в принципе способен самостоятельно воспроизвести любые знания и навыки, которые уже в некотором виде в культуре существуют или существовали в прошлом, однако реально никому не дано подменить своей персоной всё человечество, тем более в его историческом развитии;
а с другой стороны, все знания и навыки, существовавшие в прошлом и наличествующие в культуре ныне, были некогда впервые произведены кем-то либо персонально, либо на основе коллективной деятельности.
Слайд 3И это всё в совокупности приводит к вопросу о
методологии познания и
И это всё в совокупности приводит к вопросу о
методологии познания и
![И это всё в совокупности приводит к вопросу о методологии познания и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-2.jpg)
3
Все вновь полученные знания и навыки, вне зависимости от конкретики их содержания, — результат осмысления первичной информации, данной в озарении Различением, и переосмысления всей прочей информации.
А вся совокупность знаний и навыков, несомых культурой общества, это — «интеграл по времени» от реализации познавательно-творческого потенциала людей в преемственности поколений за всю историю нынешней глобальной цивилизации.
Слайд 77
Познание и творчество в узком смысле значений этих терминов взаимосвязаны:
познание включает
7
Познание и творчество в узком смысле значений этих терминов взаимосвязаны:
познание включает
![7 Познание и творчество в узком смысле значений этих терминов взаимосвязаны: познание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-6.jpg)
а творчество включает в себя воплощение в жизнь выявленных в процессе познания объективных возможностей осуществления чего-либо.
Новое знание в культуре общества может производиться двумя способами:
доказательным;
описательным.
Слайд 88
Доказательный. В его основе лежит соответствующая информационная база, полученная в результате наблюдений
8
Доказательный. В его основе лежит соответствующая информационная база, полученная в результате наблюдений
![8 Доказательный. В его основе лежит соответствующая информационная база, полученная в результате](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-7.jpg)
А далее следует некая интеллектуально-рассудочная деятельность, результатом которой являются определённые мнения о тех или иных явлениях в жизни природы и общества, выраженные теми или иными
языками (лексическими, иносказательно-символическими, метафорически-образными и т.п.), которые поддерживает культура общества.
Описательный. В его основе лежит непосредственное (или как-то опосредованное) восприятие личностью объективной информации, которая как-то преломляется в «призме» субъективизма личности, в результате чего становится одной из составляющих её внутренней образно-музыкальной модели Жизни.
За этим, как и в первом случае, следует выражение этой объективной информации, преломившейся в призме личностного субъективизма, с помощью языковых средств, которые поддерживает культура общества.
Слайд 9Первый способ более распространён в естествознании и в основанных на естествознании отраслях
Первый способ более распространён в естествознании и в основанных на естествознании отраслях
![Первый способ более распространён в естествознании и в основанных на естествознании отраслях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-8.jpg)
При обеспечении метрологической состоятельности, при определённой культуре чувств и мышления исследователей оба способа позволяют получить жизненно состоятельное знание как в случае самостоятельного применения каждого из способов (если это допускают обстоятельства), так и в случае их взаимопроникновения друг в друга (что бывает в подавляющем большинстве случаев).
9
Слайд 10Отказывать любому из этих двух способов в научной состоятельности — значит плодить
Отказывать любому из этих двух способов в научной состоятельности — значит плодить
![Отказывать любому из этих двух способов в научной состоятельности — значит плодить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-9.jpg)
Познание и очищение культуры от накопившихся заблуждений требует сочетания в познавательно-творческом процессе обоих способов.
10
Слайд 11Принципиальное отличие названных способов производства новых знаний и навыков состоит в том,
Принципиальное отличие названных способов производства новых знаний и навыков состоит в том,
![Принципиальное отличие названных способов производства новых знаний и навыков состоит в том,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-10.jpg)
Если информационная база или природные и социальные явления, лежащие в её основе, общедоступны, то алгоритм доказательного способа, посредством которого то или иное знание было впервые получено, может быть повторён другими с теми же результатами.
Информация, которая легла в основу некоего знания, полученного описательным способом, во многих случаях (по разным объективным и субъективным причинам) может быть недоступна другим людям, вследствие чего процесс, в котором некое знание было впервые получено, не может быть воспроизведён другими.
11
«ПОВТОРЯЕМОСТЬ – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
«ПРАКТИКА – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
Слайд 12Исторически сложившаяся господствующая в научных кругах культура осмысления жизни такова, что многие
Исторически сложившаяся господствующая в научных кругах культура осмысления жизни такова, что многие
![Исторически сложившаяся господствующая в научных кругах культура осмысления жизни такова, что многие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-11.jpg)
научный результат не должен и не может зависеть от нравов и этики исследователей, а исследователь и учёное сообщество в целом не отвечают за последствия своих исследований (знание вне морали);
кроме того, принцип «практика — критерий истины», хотя и декларируется, однако искусство пользования им мало кем освоено, по какой причине он в большинстве случаев подменяется своим, не всегда работоспособным, следствием: результат, полученный одним исследователем, должен быть воспроизводим другими исследователями независимо от первого.
12
«ПОВТОРЯЕМОСТЬ – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
«ПРАКТИКА – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
Слайд 13Реальность такова, что, по мнению многих, в том числе и профессионально занятых
Реальность такова, что, по мнению многих, в том числе и профессионально занятых
![Реальность такова, что, по мнению многих, в том числе и профессионально занятых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-12.jpg)
Однако возведение принципа воспроизводимости в ранг критерия истинности ошибочно, поскольку не подтверждается практикой.
13
«ПОВТОРЯЕМОСТЬ – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
«ПРАКТИКА – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
Слайд 14Во-первых, уникальные и редкие явления, а также явления не воспроизводимые в эксперименте
Во-первых, уникальные и редкие явления, а также явления не воспроизводимые в эксперименте
![Во-первых, уникальные и редкие явления, а также явления не воспроизводимые в эксперименте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-13.jpg)
Примером тому длительная убеждённость французской академии наук несколько веков тому назад в том, что «камни не могут падать с неба», вследствие чего все сообщения о падении метеоритов отвергались ею как выдумки и выражение невежества людей вплоть до 1803 г., когда в окрестностях города Эгль выпал метеоритный дождь, с каким фактом пришлось согласиться.
А то обстоятельство, что поток чувств и мышления человека, мягко говоря, плохо воспроизводимы как повторно, так и на основе организма другого индивида — фактически ставит личность, её жизненный опыт и свидетельства о пережитом вне познавательных практик такой науки.
14
«ПОВТОРЯЕМОСТЬ – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
«ПРАКТИКА – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
Слайд 15Во-вторых, практическая осуществимость воспроизведения резуль-
тата — во многом иллюзорна, поскольку может быть
Во-вторых, практическая осуществимость воспроизведения резуль-
тата — во многом иллюзорна, поскольку может быть
![Во-вторых, практическая осуществимость воспроизведения резуль- тата — во многом иллюзорна, поскольку может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-14.jpg)
торыми сопутствующими обстоятельствами, которые могут быть даже неизвестны первооткрывателям.
Как известно третий рейх не смог создать ядерное оружие.
Одна из причин носит курьёзный характер и состоит в том, что в Министерстве внутренних дел Франции гитлеровцы захватили один единственный не уничтоженный перед оккупацией экземпляр секретных научно-технических отчётов с результатами исследований группы Ф. Ж. Кюри (1900-1958), согласно которым графит может быть замедлителем нейтронов в ядерном урановом реакторе, способном вырабатывать оружейный плутоний.
В Германии был воспроизведён французский эксперимент и получен отрицательный результат.
Был сделан вывод, что французы ошиблись, и в качестве замедлителя можно использовать только тяжёлую воду, что уже было известно. Тяжёлой воды в рейхе хватало для запуска только одного реактора, но запасы её были поделены между двумя группами исследователей, каждая из которых строила свой реактор.
Потом завод по производству тяжёлой воды в оккупированной Норвегии был взорван британским спецназом, и рейх остался без необходимого для двух реакторов количества тяжёлой воды. А графит, который был в достаточном количестве, не был использован, хотя мог бы.
Причина неудачи третьего рейха в воспроизводстве французского эксперимента — в том, что графит в германских опытах был не столь высокой степени химической чистоты, как в экспериментах Ф. Ж. Кюри, а о необходимой степени чистоты графита в захваченных французских документах не было ничего сказано
15
Жолио́-Кюри́ Фредерик (1900-1958)
Слайд 16В третьих, «успешно» воспроизводимы могут быть и заведомо несостоятельные, ошибочные результаты.
Например,
В третьих, «успешно» воспроизводимы могут быть и заведомо несостоятельные, ошибочные результаты.
Например,
![В третьих, «успешно» воспроизводимы могут быть и заведомо несостоятельные, ошибочные результаты. Например,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-15.jpg)
16
И задания в школьных контрольных по математике содержат в себе множество разнообразных ловушек, созданных авторами заданий, в которые попадают многие школьники, выполняя, как им кажется, правильные математические операции с объектами задачи и воспроизводя запрограммированный заведомо ошибочный результат, влекущий за собой неудовлетворительную оценку.
Слайд 17Поэтому всеобъемлюще-универсальный (т. е. не знающий исключений) критерий истинности — практика.
Но пользование
Поэтому всеобъемлюще-универсальный (т. е. не знающий исключений) критерий истинности — практика.
Но пользование
![Поэтому всеобъемлюще-универсальный (т. е. не знающий исключений) критерий истинности — практика. Но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-16.jpg)
Воспроизводимость результатов «независимыми исследователями», если они впервые были получены безошибочными методами и достаточно полно и метрологически состоятельно документированы, — только частный случай реализации принципа «практика — критерий истины».
17
«ПОВТОРЯЕМОСТЬ – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
«ПРАКТИКА – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ».
Слайд 18Воспроизводимость результата в том или ином эксперименте или в практической деятельности —
Воспроизводимость результата в том или ином эксперименте или в практической деятельности —
![Воспроизводимость результата в том или ином эксперименте или в практической деятельности —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-17.jpg)
Примером тому — существование теории «флогистона» на протяжении длительного времени в XVIII в., с помощью которой объясняли многие химические и физические явления.
18
«Флогистон» — «огненная материя», которая якобы содержится в горючих веществах и выделяется из них при горении.
Слайд 19Иными словами, воспроизводимость ошибок, которые не осознаются в таковом качестве, не обращает
Иными словами, воспроизводимость ошибок, которые не осознаются в таковом качестве, не обращает
![Иными словами, воспроизводимость ошибок, которые не осознаются в таковом качестве, не обращает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-18.jpg)
Наряду с этим нравственная неприемлемость истины является субъективно достаточным основанием для того, чтобы объявить её ложью, заблуждением и правдоподобно обосновать такого рода утверждение со ссылками на логику и эксперименты.
Кроме того в жизни встречаются ситуации, когда один и тот же результат может достигаться на основе подчас различной информации разными способами, каждый из которых впоследствии вовсе не обязательно может быть воспроизведён не только другими исследователями, но одним и тем же.
19
В научной литературе зафиксировано не менее 400 доказательств теоремы Пифагора, что объясняется как фундаментальным значением для геометрии, так и элементарностью результата.
Слайд 20В отличие от требования воспроизводимости результатов (по существу алгоритмики их получения), принцип
В отличие от требования воспроизводимости результатов (по существу алгоритмики их получения), принцип
![В отличие от требования воспроизводимости результатов (по существу алгоритмики их получения), принцип](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-19.jpg)
Однако вопреки здравомыслию требование воспроизводимости результатов во многих случаях (если не в большинстве) подменило собой в науке принцип «практика — критерий истины». Жизненным основанием для этого стало то обстоятельство, что достаточно часто пути осуществления принципа «практика — критерий истины» таковы, что включают в себя процедуру воспроизведения результата, как в описанном выше примере про торт «Наполеон».
20
Иными словами, если у Вас есть рецепт производства торта «Наполеон», то в результате следования этому рецепту у Вас не должен получаться суп-рассольник или борщ и, тем более — «помои», но должен получиться торт «Наполеон»; и при этом для Вас не имеет значения, достался ли Вам рецепт вместе с бабушкиной поваренной книгой, либо же Вы, однажды попробовав торт в гостях, смогли воспроизвести рецепт и технологию его приготовления самостоятельно, подобно тому, как это сделал некий кондитер, впервые испёкший торт и потом написавший его рецепт.
Слайд 21Вследствие такого рода подмены многие предметные области исследований, в которых результаты невоспроизводимы
Вследствие такого рода подмены многие предметные области исследований, в которых результаты невоспроизводимы
![Вследствие такого рода подмены многие предметные области исследований, в которых результаты невоспроизводимы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-20.jpg)
К числу таких выпавших из интересов науки предметных областей принадлежит весь «мистический» и религиозный опыт человечества.
21
Ящерица бегающая по воде — шлемоносный василиск
Корабль на подводных крыльях
Слайд 22Действительно, то, что стало в своё время достоянием психики Эхнатона, Моисея, Будды,
Действительно, то, что стало в своё время достоянием психики Эхнатона, Моисея, Будды,
![Действительно, то, что стало в своё время достоянием психики Эхнатона, Моисея, Будды,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-21.jpg)
во-первых, судьбы всех людей, включая и названых основоположников так называемых «мировых религий», уникальны,
и, во-вторых, если предположить, что Бог есть, и Он — Вседержитель, то можно полагать, что в каждую историческую эпоху в каждом обществе Промысел вёл человечество к разрешению тех проблем развития, в решении которых ныне либо вообще нет необходимости, либо которые должны ныне решаться иными средствами вследствие того, что человечество и обстоятельства его жизни изменились.
22
Слайд 23В результате описанной выше подмены и забвения принципа «практика — критерий истины»
В результате описанной выше подмены и забвения принципа «практика — критерий истины»
![В результате описанной выше подмены и забвения принципа «практика — критерий истины»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-22.jpg)
То, что представители науки в их большинстве провозглашают приверженность принципу «практика — критерий истины», — достаточно широко известно. Но то, что основоположники всех вероучений, на чей авторитет ссылаются представители традиционных конфессий, провозглашают тот же принцип в тех или иных формах, — далеко не все об этом знают, а из числа знающих — понимают это ещё меньше.
23
Галилей перед Инквизицией
(картина Кристиано Банти, 1857 год)
Слайд 24Целью религиозной практики всякого буддиста является в конечном итоге пройти через просветление,
Целью религиозной практики всякого буддиста является в конечном итоге пройти через просветление,
![Целью религиозной практики всякого буддиста является в конечном итоге пройти через просветление,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-23.jpg)
24
Иудаизм: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Второзаконие, 18:22).
Слайд 25Христианство: «15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри
Христианство: «15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри
![Христианство: «15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-24.jpg)
25
Ислам: «А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовёт Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, — может быть, они пойдут прямо!» (Коран, 2:182 (186)).
«И большинство их следует только за предположениями. Ведь предположение (т.е. гипотеза, жизненно несостоятельная в данном контексте: — наше пояснение при цитировании) ни в чём не избавляет от истины. Поистине, Бог знает то, что они делают!» (Коран, 10:37 (36)).
Кроме того этот же принцип Бог прилагает и к человеку: «1. Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: “Мы уверовали”, и они не будут испытаны? 2. Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Бог тех, которые правдивы, и знает лживых» (Коран, сура 29).
Слайд 26Познавательные (гносеологические) принципы язычества проистекают из утверждения — своего рода аксиомы:
Всевышний
Познавательные (гносеологические) принципы язычества проистекают из утверждения — своего рода аксиомы:
Всевышний
![Познавательные (гносеологические) принципы язычества проистекают из утверждения — своего рода аксиомы: Всевышний](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-25.jpg)
26
Слайд 27Хотя в разных редакциях, этот принцип формулируется по-разному, но суть его остаётся
Хотя в разных редакциях, этот принцип формулируется по-разному, но суть его остаётся
![Хотя в разных редакциях, этот принцип формулируется по-разному, но суть его остаётся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-26.jpg)
ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ.
Этот принцип — всеобщий: как в смысле заявлений о его признании практически всеми (кроме чванных психопатов — агностиков и солипсистов), так и в смысле рекомендуемости его применения и к вопросам богословия (объективность существования предметной области которого материалистическая наука отрицает), и к вопросам естествознания, техники и гуманитарного знания (от многих объективных явлений в которых приверженцы исторически сложившихся конфессий отгораживаются своими писаниями и традициями, а представители материалистической науки — корпоративной дисциплиной, проистекающей из мафиозных принципов организации научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности).
27
Слайд 28Однако реальная история религии, науки и техники такова, что каждая из этих
Однако реальная история религии, науки и техники такова, что каждая из этих
![Однако реальная история религии, науки и техники такова, что каждая из этих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-27.jpg)
28
Слайд 29И это обстоятельство приводит к вопросу о тех личностных и общественных —
И это обстоятельство приводит к вопросу о тех личностных и общественных —
![И это обстоятельство приводит к вопросу о тех личностных и общественных —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/863348/slide-28.jpg)
По своему существу это вопрос о личностной культуре познания и творчества, в основе которой лежит организация психики индивида как информационно-алгоритмической системы
29
знания человеку
даются
по нравственности его