Перербург в творчестве А.С. Пушкина

Содержание

Слайд 2

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье,
оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

Слайд 3

Коломна не нашла отражения в произведениях Пушкина тех лет, но впечатления, полученные

Коломна не нашла отражения в произведениях Пушкина тех лет, но впечатления, полученные
здесь, отложились в его поэтической памяти и впоследствии помогли ему понять душу и сущность Петербурга, о котором он скажет:
Город пышный, город бедный…

Слайд 4

Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный
Скука, холод и гранит.

Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный Скука, холод и гранит.

Слайд 5

В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра Великого» новый

В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра Великого» новый
город.
«Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая поднималась из болот по манию своего государя. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над сопротивлением стихий. Дома, казалось, наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными торговыми судами».
Это стремление заглянуть в колыбель Петербурга свидетельствует об интересе к росту города, к его необычайной метаморфозе. Эта тема особенно затрагивала Пушкина.

Слайд 6

Кто не помнит раннего зимнего петербургского утра?
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец,

Кто не помнит раннего зимнего петербургского утра? А Петербург неугомонный Уж барабаном
идет разносчик;
На биржу тянется извозчик;
С кувшином охтенка спешит;
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой вас-ис-дас.

Слайд 7

поэме-мифе: «Медный всадник».
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И в даль

поэме-мифе: «Медный всадник». На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн,
глядел. Пред ним широко
Река неслася…
И думал он:
…Здесь будет город заложен…

Слайд 8

Ужасен он в окрестной мгле?!
Какая дума на челе,
Какая сила в нем сокрыта!
А

Ужасен он в окрестной мгле?! Какая дума на челе, Какая сила в
в сем коне огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный Властелин Судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы.

Слайд 9

Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных

Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных
многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта.

Слайд 10

Эта мысль об обманчивости, иллюзорности той внешней красивости и эффектности, которая служит

Эта мысль об обманчивости, иллюзорности той внешней красивости и эффектности, которая служит
лишь для прикрытия антигуманистической, жестокой, меркантильной сущности Невского проспекта, выражена в конце повести: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка…Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того, чтобы показать все не в настоящем виде».

Слайд 11

Гоголь создал образ жертвы огромного и холодного города, безучастного к маленьким радостям

Гоголь создал образ жертвы огромного и холодного города, безучастного к маленьким радостям и страданиям своих обитателей.
и страданиям своих обитателей.

Слайд 12

Достоевский открыл в городе незримый мир, полный фантастики. Этот мир предвещал уже

Достоевский открыл в городе незримый мир, полный фантастики. Этот мир предвещал уже
Гоголь. Образ Петербурга чрезвычайно широк и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях подход к нему Достоевского.
Имя файла: Перербург-в-творчестве-А.С.-Пушкина.pptx
Количество просмотров: 112
Количество скачиваний: 0