Содержание
- 2. Содержание Для начинающих Основные направления Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом Влияние
- 3. Для начинающих Экзистенциализм (лат.existetia — существование), или философия существования,— одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений
- 4. Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества
- 5. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности.
- 6. Основные направления
- 7. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма. нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой
- 8. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты: уникальность человеческой
- 9. Влияние экзистенциализма на политическую мысль XX века Говоря про влияние экзистенциализма в этом контексте, необходимо учитывать,
- 10. Политические взгляды Ж. П. Сартра. «Экзистенциализм - это гуманизм.» Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre 21.6.1905 - 15.4.1980).
- 11. Немного о нём. Родился в Париже 21 июня 1905. Окончил Высшую нормальную школу в 1929 и
- 12. В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с осуждением советского вторжения в
- 13. Философия Сартра. Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и
- 14. Понятие свободы. Сартр в основу своей этической концепции закладывает абсолютную свободу личности. Стало быть человек -
- 15. Сартру удается доказать а отсутствие фатальной предопределенности человеческого действия, способность человека бороться с препятствиями и своим
- 16. Что вы делали, Сартр? Главный философский труд - "Бытие и ничто" - вышел в 1943 г.
- 17. Несмотря на приклеенный к Сартру ярлык "активного участника Сопротивления", он не был таковым. Но был ли
- 18. Отношение к марксизму. Сартр ошеломил публику признанием, что в настоящее время один лишь марксизм становится "почвой
- 19. Что же дальше, мыслитель? Наступил 1968 год. В мае разразились серьезные студенческие волнения в Париже, и
- 20. Ad notam… ЭТО НЕВОЗМОЖНО!!!
- 21. Политические взгляды А. Камю «Для большинства людей война означает конец одиночества. Для меня она - окончательное
- 22. Разговоры о Камю. Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу
- 23. Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги – Изнанка и лицо (L'envers et
- 24. Проблема абсурда и человека. "Что представляет собой абсурдный человек?" - это главный вопрос, от обсуждения которого
- 25. Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным, религиозным конструкциям, представлениям о человеческой
- 26. Философ абсурда. Абсурдность мира у Камю соответствует абсурдному человеку, ясно осознающему абсурд - таким образом, абсурд
- 27. «Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу». Причина в том, что мир природы и другой человек
- 28. На первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская
- 29. Будет бунт. Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность. Во-первых, бунтующий человек противопоставляет все то, что
- 30. Révolution? Камю противопоставил понятия "бунта" и "революции". Для него бунт является метафизической доминантой человека, который протестует
- 31. Камю стремится выработать новый гуманизм, который смог бы объединить всех людей и принести им свободу. Он
- 32. Политическая деятельность. На студенческие годы Камю приходится его членство в коммунистической партии. Тогда в ФКП вступали
- 33. Вскоре после начала второй мировой войны Камю идет добровольцем на призывной пункт, но туберкулез становится у
- 34. «Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать
- 35. Post scriptum. Социально-политические позиции у разных представителей Экзистенциализм неоднородны. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении
- 36. Читаем вместе. Жан-Поль Сартр: «Герострат» «Детство хозяина» «Интим» «Комната» «Стена» «Тошнота» Политические работы: Размышления о еврейском
- 38. Скачать презентацию
Слайд 2Содержание
Для начинающих
Основные направления
Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма
Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом
Влияние
Содержание
Для начинающих
Основные направления
Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма
Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом
Влияние
Политические взгляды Ж. П. Сартра
Политические взгляды А. Камю
Post scriptum
Читаем вместе
Слайд 3Для начинающих
Экзистенциализм
(лат.existetia — существование), или философия существования,— одно из наиболее влиятельных и
Для начинающих
Экзистенциализм
(лат.existetia — существование), или философия существования,— одно из наиболее влиятельных и
Идейные истоки экзистенциализма:
Философия жизни
Феноменология Гуссерля
Учение С. Кьеркегора
Интересно: Главное – человек, как индивидуальность. Главная составляющая – эмоции, переживания, чувства. Человек сущ в двух измерениях: среди других людей в обществе и сам для себя. Я – 1-я реальность. Ты – 2-я реальность. Они – 3-я реальность, самая отдалённая реальность. Бытие среди других людей – это не настоящая жизнь.
Справка: Философия экзистенциализма возникла в Германии после Первой мировой войны. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и формирования новых. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм- одно из самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи.
Слайд 4Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят
Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
Слайд 5Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности,
Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности,
Слайд 6Основные направления
Основные направления
Слайд 7Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.
нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество
Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.
нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество
бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);
опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
бессилие человека перед природой, техногенным обществом.
Слайд 8Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы –
Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы –
уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
проблема бессмысленности жизни;
проблема внутреннего выбора;
проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.
Слайд 9Влияние экзистенциализма на политическую мысль XX века
Говоря про влияние экзистенциализма в этом
Влияние экзистенциализма на политическую мысль XX века
Говоря про влияние экзистенциализма в этом
Учение Сартра и других философов, их политические воззрения и деятельность помогут нам ответить на многие вопросы. Итак, начнём наше знакомство.
Слайд 10Политические взгляды Ж. П. Сартра.
«Экзистенциализм - это гуманизм.»
Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre
Политические взгляды Ж. П. Сартра.
«Экзистенциализм - это гуманизм.»
Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre
Французский философ, писатель, драматург и общественный деятель. Основные темы художественных произведений: одиночество, свобода и ответственность, абсурдность бытия. Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием Бергсона, Хайдеггера и Гуссерля.
Один из наиболее значимых представителей экзистенциального направления в литературе и философии, Сартр так же заложил теоретические основы экзистенциальной психологии. В 1964 году был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
Слайд 11Немного о нём.
Родился в Париже 21 июня 1905. Окончил Высшую нормальную школу
Немного о нём.
Родился в Париже 21 июня 1905. Окончил Высшую нормальную школу
Признанный лидер экзистенциалистского движения, Сартр стал наиболее заметным и обсуждаемым автором в послевоенной Франции. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). Начиная с 1947 Сартр регулярно публиковал отдельные тома своих публицистических и литературно-критических очерков под названием Ситуации (Situations). Среди его литературных произведений наиболее известны – Дороги свободы (Les chemins de la liberte, 3 vols, 1945–1949); пьесы Мертвые без погребения (Morts sans sepulture, 1946), Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946) и Грязные руки (Le Mains sales, 1948).
Слайд 12В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с
В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с
К числу поздних работ Сартра относятся Затворники Альтоны (Les Sequestres d'Altona, 1960); философский труд Критика диалектического разума (Critique de la raison dialectique, 1960); Слова (Les Mots, 1964), первый том его автобиографии; Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида; критика сталинизма – Призрак Сталина (Le fantome de Staline, 1965) и В семье не без урода. Густав Флобер (1821–1857) (L'Idiot de la famille, Gustave Flaubert (1821–1857), 3 vols, 1971–1972) – биография и критика Флобера на основании как марксистского, так и психологического подхода. В 1964 Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе, заявив, что не хотел бы ставить под сомнение свою независимость.
Умер Сартр в Париже 15 апреля 1980.
Слайд 13Философия Сартра.
Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе
абсолютного противопоставления и взаимоисключения
Философия Сартра.
Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе
абсолютного противопоставления и взаимоисключения
и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий
Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во всеобщих формах этого бытия
(вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы
бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность
современной жизни и так далее).
Мир, согласно Сартру, — это "универсальное не то", полное отсутствие
чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть
реальным — значит оказываться чуждым сознанию, совершенно случайным, а в
пределе — абсурдным. Сознание, поскольку оно пытается мыслить мир, от
начала и до конца иллюзорно. Между миром и сознанием человека непреодолимая
пропасть.
Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и
потому человек в его представлении не может опереться на божественную
помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него
прощение, если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек
выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться
на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому
индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом,
однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем добро, и при том - добро для всего человечества
Слайд 14Понятие свободы.
Сартр в основу своей этической концепции закладывает абсолютную свободу личности. Стало
Понятие свободы.
Сартр в основу своей этической концепции закладывает абсолютную свободу личности. Стало
По Сартру, свобода - это фундаментальный факт человеческой экзистенции. "Мы, - говорит Сартр, - это свобода, которая выбирает, но мы не можем выбрать, быть ли нам свободными. Мы приговорены к тому, чтобы быть свободными “. Можно было бы сказать, выражаясь несколько парадоксально, что свобода - это фатум человеческой экзистенции.
Эта фатальность свободы у Сартра сопровождает человека всю жизнь. Человек не может избежать свободного выбора; по Сартру, в каждом данном случае отказ от выбора тоже есть выбор, воздержание от поступка - тоже свободный поступок. Сартр везде подчеркивает эту, по его мнению, основополагающую роль свободы, начиная с примитивнейших фактов повседневной жизни и вплоть до последних вопросов метафизики.
Слайд 15Сартру удается доказать а отсутствие фатальной предопределенности человеческого действия, способность человека бороться
Сартру удается доказать а отсутствие фатальной предопределенности человеческого действия, способность человека бороться
В какой-то мере это осознается и самим Сартром, что находит отражение в новом "уточнении", а фактически ограничении понятия свободы: "Формула "быть свободным" не означает "достигать того, чего хотели", но означает "определяться к хотению (выбирать) самому". Другими словами, успех совершенно не важен для свободы". В свете сказанного реальная целеполагающая деятельность человека предполагает три значения свободы:
1) она означает способность самостоятельно выбирать цели действия;
2) действовать ради достижения целей;
3) достигать поставленных целей;
4) выявление своей воли.
Игнорирование хотя бы одного из названных аспектов ведет к серьезному ограничению или даже отрицанию свободы. Вносимое Сартром "уточнение" понятия свободы, сводящее ее к автономии выбора, замыкает ее рамками сознания, изменением действительности лишь в своих мыслях. Такая свобода не вносит никаких перемен в окружающий мир и не является действительным превзойдением ситуации. Но только такое отождествление свободы с автономией выбора позволило Сартру утверждать, что человек всегда свободен и что с точки зрения свободы для него нет никакой разницы между диаметрально противоположными ситуациями, например: остаться стойким или предать друга и убеждения. Сартр заявлял, что даже в тюрьме человек не утрачивает свободы, что даже пытки не лишают нас свободы.
Слайд 16Что вы делали, Сартр?
Главный философский труд - "Бытие и ничто" - вышел
Что вы делали, Сартр?
Главный философский труд - "Бытие и ничто" - вышел
Собственно, сама работа является по пафосу этаким "Манифестом Коммунистической партии" от фракции экзистенциалистов.
Слава пришла к Сартру после войны. Это сладкое слово "свобода" напоминало о себе отовсюду. Страна-победительница, освободившая себя, а вместе с союзниками и весь мир, стала обладательницей философии, в основу которой в очередной раз была положена идея свободы. Слово "подлинность" было чуть ли не самым любимым словом Сартра до войны. Но неподлинный человек не может быть свободным. Поэтому перед Сартром было два пути: либо уйти от деления мира на белое и черное, либо потихоньку отказаться от употребления этого слова.
Произошло и то, и другое. Мир оказался ярче, и слово осталось где-то в прошлом. А иначе как можно было бы объяснить освобождение из плена? Или то, что вскоре после этого Сартр занял место уволенного правительством Виши профессора-еврея? Что пьеса "Мухи" была представлена в оккупированном Париже?
Слайд 17Несмотря на приклеенный к Сартру ярлык "активного участника Сопротивления", он не был
Несмотря на приклеенный к Сартру ярлык "активного участника Сопротивления", он не был
Несколько месяцев существовала группа "Социализм и свобода", созданная Сартром и де Бовуар. С одной стороны, они подвергали себя опасности, печатая листовки, расклеивая их на улицах и раздавая прохожим. Но с другой - от всего веяло какой-то театральщиной. Листовки даже вручали немцам, предварительно удостоверившись, что те не понимают по-французски. Группа приказала долго жить, когда в стране стали активно действовать голлисты. Сартр не пришел в стан участников Сопротивления.
Политическая деятельность Сартра принесла ему глубокое разочарование и привела к попытке радикально реконструировать свою мысль. Он задумал работу "Критика диалектического разума" в двух томах: первый - как теоретическое и абстрактное исследование, второй - как трактовку истории. Однако "Критика" так и не была завершена. Сартр отказался от второго тома после написания лишь нескольких глав. Первый том был опубликован в 1960 году и оценен как "монстр нечитабельности".
Слайд 18Отношение к марксизму.
Сартр ошеломил публику признанием, что в настоящее время один лишь
Отношение к марксизму.
Сартр ошеломил публику признанием, что в настоящее время один лишь
Отношение Сартра к марксизму и к практике построения социализма в Европе и Азии было противоречивым. Сартр внимательно присматривался к опыту социалистических стран, он посетил Югославию, Кубу, а потом и Советский Союз. Малейшие шаги в сторону демократии и гуманизма он встречал с надеждой. Но подавление прав и свобод личности в странах социализма он осуждал не менее решительно, чем попрание демократических свобод в капиталистических государствах. Сартр резко критически выступил в связи с венгерскими событиями 1956 г. Однако предпринятая в СССР критика сталинизма и начавшаяся оттепель внушили Сартру новые надежды не "гуманизацию" социалистической практики.
Не менее интересовала Сартра и перспектива объединения марксизма и экзистенциализма. Для экзистенциализма синтез с марксизмом означал бы обретение социально-исторического исследования, по существу отсутствующего во всех его вариантах. Для марксизма объединение с экзистенциализмом означало бы, по мнению Сартра, его "гуманизацию" и "антропологизацию":обращение к человеческой личности, миру ее сознания, переживания, действия. Впоследствии Сартр увидел, что желаемого синтеза не получилось.
Интерес Сартра к Марксу, понятное дело, приветствовался и эксплуатировался в политических целях. Но философы-коммунисты постоянно поучали, "поправляли" Сартра, клеймили его то как "ревизиониста", то как "мелкобуржуазного либерала". В конце 60-х годов Сартр, продолжая свой диалог с марксизмом, под влиянием чехословацких событий отказался от надежд демократизировать социализм и гуманизировать марксизм.
Слайд 19Что же дальше, мыслитель?
Наступил 1968 год. В мае разразились серьезные студенческие волнения
Что же дальше, мыслитель?
Наступил 1968 год. В мае разразились серьезные студенческие волнения
Но звонкие лозунги делу не помогли, правительство де Голля довольно быстро восстановило порядок, а Сартр окончательно махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они "боятся революции".
В 1979 году Сартр принял участие в последней политической акции своей жизни. Это было требование к правительству принять беженцев из Вьетнама, когда десятки тысяч человек на утлых суденышках вышли в открытое море, чтобы найти пристанище на чужой стороне; и немалое число их погибло. В последний раз старый философ продемонстрировал, что жизнь и свобода отдельного человека для него дороже идеологических догм.
Печальным оптимизмом веет от его последней беседы со своим секретарем. "Видишь ли, мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел... Я думаю... будущее опровергнет много моих утверждений; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к осознанию человека человеком... Вот что дает тому, что мы сделали и сделаем, некоторого рода бессмертие. Иначе говоря, надо верить в прогресс. И это, может быть, одна из моих последних наивностей".
Слайд 20Ad notam…
ЭТО НЕВОЗМОЖНО!!!
Ad notam…
ЭТО НЕВОЗМОЖНО!!!
Слайд 21Политические взгляды А. Камю
«Для большинства людей война означает конец одиночества. Для меня
Политические взгляды А. Камю
«Для большинства людей война означает конец одиночества. Для меня
Альбер Камю (Albert Camus, 7.11.1913 - 4.01.1960) — французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Одна из наиболее ярких фигур французского экзистенциализма. Для Камю центральная проблема философии и литературы - оправдание бунтарского сознания, противостоящего "безрассудному молчанию мира". В его произведениях мир обретает смысл, только через бунт, направленный на изживание абсурдности мира. Творчество Камю - постоянный философский поиск, страстное переживание за человека, живущего в абсурдное время трагического надлома времени и истории в 20 веке.
Слайд 22Разговоры о Камю.
Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24
Разговоры о Камю.
Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24
Освобожденный в 1939 от военного призыва по состоянию здоровья, в 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал ее нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для прессы публицистические статьи.
В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в т.ч. Реквием по монахине (1956) У.Фолкнера, Бесы Ф.Достоевского (1954); готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помешала смерть в автомобильной катастрофе 4 января 1960.
Слайд 23 Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги –
Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги –
Слайд 24Проблема абсурда и человека.
"Что представляет собой абсурдный человек?" - это главный вопрос,
Проблема абсурда и человека.
"Что представляет собой абсурдный человек?" - это главный вопрос,
Слайд 25Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным, религиозным
Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным, религиозным
Согласно Камю, абсурдный человек не принимает традиционную концепцию, устанавливающую связь между причинами и следствиями поступков. И хотя ум абсурдного человека "готов к расплате", он делает это не потому, что чувствует за собой какую-либо вину или греховность, вменяемую всякому человеку христианством. Для него, абсурдного человека, "существует ответственность, но не существует вины". Формальные правила и поучения этики, расчеты научного ума теряют для абсурдного человека сущностный смысл. Поучительны лишь живые примеры, доносящие до нас дыхание человеческих жизней.
Слайд 26Философ абсурда.
Абсурдность мира у Камю соответствует абсурдному человеку, ясно осознающему абсурд -
Философ абсурда.
Абсурдность мира у Камю соответствует абсурдному человеку, ясно осознающему абсурд -
Абсурд, согласно Камю, - это экзистенциал. Абсурд - основное понятие нашей эпохи. “Сам по себе мир, - утверждает он, - просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души. Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он - единственная связь между ними. Абсурд скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть” Личность ощущает всю трагичность своей связи с миром, отсутствие своего завтра, будущего. Человек очень остро переживает свой разлад с миром, свою чуждость миру.
Опыт человеческого существования, неминуемо завершающийся смертью, приводит мыслящую личность к открытию “абсурда” как конечной правды своего существования на Земле. Но эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство продолжать жить вопреки всему и без всяких доводов в пользу такого выбора.
Слайд 27 «Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу». Причина в том, что
«Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу». Причина в том, что
Слайд 28На первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. «Есть лишь
На первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. «Есть лишь
Слайд 29Будет бунт.
Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность. Во-первых, бунтующий человек противопоставляет
Будет бунт.
Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность. Во-первых, бунтующий человек противопоставляет
Подходя к понятию бунта с позиций социальных, Камю отмечает, что бунт невозможен в обществах, где неравенство слишком велико (например кастовые общества) или равенство абсолютно (некоторые первобытные общества). Камю подчеркивает, что бунт возможен в тех обществах, где за теоретическим равенством скрывается огромное фактическое неравенство.
Кроме того, бунт – дело человека осведомленного. Он должен четко осознавать свои права. Из этого следует, что бунтующий человек не может присутствовать в сакрализованном обществе, где царят мифы и традиции, и где ответы на все спорные вопросы даны в понятии священного. Камю утверждает, что сегодняшняя история с ее распрями вынуждает людей признать, что бунт – одно из существенных измерений человека. Он является исторической реальностью человечества. И не следует бежать от этой реальности, а найти в ней ценности для человечества.
Одна из главных ценностей бунта – то, что он предполагает человеческую общность, причем свободную от какой бы то ни было святости. Для того, чтобы жить, человек должен бунтовать, но не нарушая границы, открытые им в самом себе, границы, за которыми люди, объединившись, начинают свое подлинное бытие. Осознание абсурдности бытия и неразумности мира является первопричиной бунта. Однако, если в опыте абсурда страдание индивидуально, то в бунтарском порыве оно сознает себя как коллективное. Оно оказывается общей участью, пишет Камю.
Слайд 30Révolution?
Камю противопоставил понятия "бунта" и "революции". Для него бунт является метафизической
Révolution?
Камю противопоставил понятия "бунта" и "революции". Для него бунт является метафизической
В эссе «Восставший человек» в 1951 г. Камю достаточно ясно высказался по поводу революции и революционеров. В 1937 году Камю вышел из коммунистической партии, возложив на коммунизм вину за казарменный социализм и сталинские лагеря Советского Союза. Исходя из экзистенциалистского положения о невозможности изменения основ мира человеком, Камю говорит о том, что революционеры, ставя абстрактную идею выше, чем человеческую жизнь, не отменяют насилие, несправедливость, как таковые, а лишь заменяют один вид насилия на другой. Камю обвиняет Гегеля в том, что он придумал диалектику с ее законами всеобщей борьбы и подтолкнул людей к революции. Камю обвинил и французскую революцию 18 в., и Октябрьскую революцию, обвинил социалистический лагерь в терроризме и стремлении к мировому господству. Не надо никаких преобразований, полагал Камю, пусть каждый совершенствуется и развивается в лучшую сторону, пусть каждый поборет врага внутри себя.
Слайд 31 Камю стремится выработать новый гуманизм, который смог бы объединить всех людей
Камю стремится выработать новый гуманизм, который смог бы объединить всех людей
Слайд 32Политическая деятельность.
На студенческие годы Камю приходится его членство в коммунистической партии. Тогда
Политическая деятельность.
На студенческие годы Камю приходится его членство в коммунистической партии. Тогда
Камю после выхода из партии в 1937 г. продолжал вместе с коммунистами участвовать в различных мероприятиях (сбор средств для Испанской республики и т.п.). Непосредственной причиной выхода были, судя по всему, конъюнктурные и направляемые из Москвы перемены в пропаганде среди арабского населения – арабы оказывались пешками в политической борьбе. В культурных мероприятиях для алжирских рабочих Камю принимал участие и после выхода из партии.
Слайд 33Вскоре после начала второй мировой войны Камю идет добровольцем на призывной пункт,
Вскоре после начала второй мировой войны Камю идет добровольцем на призывной пункт,
В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в подпольную группу “Комба”. Образовавшуюся в результате слияния двух групп Сопротивления с собственными печатными органами.
Камю не любил вспоминать времена Сопротивления, да и не был высокого мнения о своем в нем участии. Опасность была повседневной – в любой момент он мог быть схвачен и расстрелян.
Камю писал “Бунтующего человека” в 1950 г., когда сталинская система, казалось, достигла апогея своего могущества, а марксистское учение превратилось в государственную идеологию. В Восточной Европе шли политические судилища, из СССР доходили сведения о миллионах заключенных; только что эта система распространилась на Китай, началась война в Корее – в любой момент она могла вспыхнуть в Европе. Политические воззрения Камю изменились к концу 40-х годов, о революции он более не помышляет, поскольку за нее в Европе пришлось бы платить десятками миллионов жертв (если не гибелью всего человечества в мировой войне). Необходимы постепенные реформы – Камю оставался сторонником социализма, он равно высоко ставил деятельность тред-юнионов, скандинавской социал-демократии и “либертарного социализма”. В обоих случаях социалисты стремятся освободить ныне живущего человека, а не призывают жертвовать жизнями нескольких поколений ради какого-то рая земного. Такая жертва не приближает, а отдаляет “царство человека” – путем ликвидации свободы, насаждения тоталитарных режимов к нему нет доступа.
Слайд 34«Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием.
«Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием.
Пятидесятые годы стали для Камю серьезным испытанием, несмотря на то что в середине десятилетия он был удостоен Нобелевской премии. Причины испытания заключались в том неминуемом разрыве, который назрел между Камю и известной частью левой интеллигенции, охваченной идеей социальных перемен. Камю не то чтобы отказался от этой идеи, но с годами он становился все более осторожным и осмотрительным.
Слайд 35Post scriptum.
Социально-политические позиции у разных представителей Экзистенциализм неоднородны. Так, Сартр и
Post scriptum.
Социально-политические позиции у разных представителей Экзистенциализм неоднородны. Так, Сартр и
Слайд 36Читаем вместе.
Жан-Поль Сартр:
«Герострат»
«Детство хозяина»
«Интим»
«Комната»
«Стена»
«Тошнота»
Политические работы:
Размышления о еврейском вопросе
Читаем вместе.
Жан-Поль Сартр:
«Герострат»
«Детство хозяина»
«Интим»
«Комната»
«Стена»
«Тошнота»
Политические работы:
Размышления о еврейском вопросе
О геноциде. Из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям. 1968 год
Почему я отказался от премии
Эпоха лишенная морали Из интервью 1975 года
Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
Медленная смерть Андреаса Баадера.
Призрак Сталина
Альбер Камю:
Миф о Сизифе
Посторонний
Калигула
Чума
Письма немецкому другу
Бунтующий человек
Падение
Размышления о гильотине (1957, эссе)
Счастливая смерть
Первый человек