Презентация на тему философская антропология

Содержание

Слайд 2

План:

Общие сведения о философской антропологии.
Решение проблемы специфики человеческого в «философской антропологии».
Проблемы человеческого

План: Общие сведения о философской антропологии. Решение проблемы специфики человеческого в «философской
начала в Марксистской философии.
Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.

Слайд 3

1. Общие сведения о философской антропологии.

Слово «антропология» происходит от двух греческих слов:

1. Общие сведения о философской антропологии. Слово «антропология» происходит от двух греческих
«антропос»- «человек» и «логос»- наука.
Антропология есть наука о человеке и занимается она всем, что имеет отношение к человеку- физиологией, традициями и обычаями, языками, искусством и религией, историей и цивилизацией и т.д. Следовательно, человек- исходный пункт антропологического знания.

Слайд 7

Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, микрокосм.
Платонизм понимает человека

Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, микрокосм. Платонизм понимает человека как
как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному миру идей.
Душа принадлежит телу.
Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей - души и тела.

Слайд 8

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога.
Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".

Слайд 10

Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души

Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души
и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

Слайд 11

В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого

В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования.
существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек - это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души - это сознание. Для Канта человек тоже двойственен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его нравственной свободой поведения.

Слайд 13

Он «песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться

Он «песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться
всей Вселенной, писал Паскаль, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть Вселенная и раздавит его, человек всё равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает, и знает превосходство Вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает» .

Слайд 15

Феноменология Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенциональным,

Феноменология Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенциональным, оно
оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире. Существование человека в мире Кассиер понимал как манифестацию человека в языке, природе, религии. Человек - существо, которое создает символы самого себя, культуру.
Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и феноменологии Гуссерля, в 1928г. благодаря работам Шелера и Плеснера в Германии возникает философская антропология, особая философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Слайд 16

По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и

По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и
сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".

Слайд 17

И.М.Шеллер : "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из

И.М.Шеллер : "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из
животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.

Слайд 18

Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на

Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной
личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру".

Слайд 19

3. Проблемы человеческого начала в Марксистской философии.

.
Марксистская антропология признает природную

3. Проблемы человеческого начала в Марксистской философии. . Марксистская антропология признает природную
обусловленность бытия человека.
Человек - это часть природы, живое телесное существо. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации. Наиболее крупные из них - расы. Раса - это набор определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды обитания, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках.

Слайд 20


Раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. "Труд

Раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. "Труд
создал человека". В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека.

Слайд 21

Человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится потребностью

Человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится потребностью
людей, что труд становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфическим способом жизнедеятельности является не приспособление и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействует на природу, творит мир очеловеченной природы. В процессе трудовой деятельности человек создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей. Причем под влиянием нового способа жизнедеятельности происходит изменение, очеловечивание самих жизненных потребностей, унаследованных человеком при его выделении из животного мира.

Слайд 22

Зависимость удовлетворения потребностей человека и все его жизнедеятельности от социальных условий

Зависимость удовлетворения потребностей человека и все его жизнедеятельности от социальных условий жизни
жизни находит свое выражение в интересе. Если потребность ориентирует человека на объект его удовлетворения, то интерес - на те условия, которые обеспечивают возможности отыскания объекта и определяют способ удовлетворения потребностей. Через интересы осуществляются взаимосвязи между людьми.
Под воздействием интереса человек относится к объективной действительности как субъект, ибо эта действительность, оказывая влияние на возможности удовлетворения его потребностей, вынуждает к определенному характеру и виду деятельности, по этому отражение объективной действительности в сознании людей осуществляется не зеркально, через призму их интересов, и как сознание всего отношения к ним.

Слайд 23

Осознание людьми отношения к природным и социальным условиям жизни через призму

Осознание людьми отношения к природным и социальным условиям жизни через призму интересов
интересов находит свое выражение в целях, которые становятся идеальными побудительными импульсами активной деятельности человека. Целеполагание и реализация целей приобретают значение относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности.

Слайд 24

Человек - живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном

Человек - живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном
производстве осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития

Слайд 25

4. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.

Марксистская философия утверждает

4. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия. Марксистская философия утверждает
существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем отмечается, что человечества как такового не существует- живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид".
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксисткой философии, на ряду с понятием "индивид" используется понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Слайд 26

Марксистская философия различает индивида и личность, как особые типы социальности человека.

Марксистская философия различает индивида и личность, как особые типы социальности человека. Индивид
Индивид - это массово-видное существо, т.е. человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек который не хочет и не может выделятся из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей собственной позиции, который предпочитает в любых условиях действовать как все.
Личность - это автономный человек, т.е. человек в определенный степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с изменением властвовать над собой, а это предполагает наличие у личности не просто сознания, а самосознание, т.е. самоанализа, самооценки, самоконтроля над своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию, которая представляет собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к деятельности, к пониманию личностью целей и смысла жизни. Но жизненная позиция сама по себе не реализуется в практику. Между жизненной позицией и практикой лежит воля, поэтому воспитание воли - одно из важнейших условий формирования личности.

Слайд 27

Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных

Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов
вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия.

Слайд 28

Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться

Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в
в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".
Имя файла: Презентация-на-тему-философская-антропология-.pptx
Количество просмотров: 1085
Количество скачиваний: 35