Слайд 2БИОГРАФИЯ
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в селении при
![БИОГРАФИЯ Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в селении при](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-1.jpg)
Камско-Воткинском заводе Вятской губернии. Ныне это город Воткинск, Удмуртия.
Его отец – Илья Петрович Чайковский (1795-1880), мать - Александра Андреевна Ассиер.
В 1859 году Петр Чайковский окончил Училище правоведения в Петербурге, служил в Министерстве юстиции до 1863 года.
Слайд 3
С 1861 года занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных
![С 1861 года занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-2.jpg)
в 1862 г. в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 г. по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна.
В 1866-1878 - профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).
В 1877 году Чайковский женился на Антонине Милюковой. Известно также о дружеской связи композитора с Надеждой фон Мекк, которая была его поклонницей и спонсором.
Слайд 4В 1877 году Чайковский уехал за границу, в Италию, где жил до
![В 1877 году Чайковский уехал за границу, в Италию, где жил до](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-3.jpg)
1885 года.
Композитор скончался 25 октября 1893 года в Санкт-Петербурге.
Слайд 5Аннотация
П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.
Сочинение
![Аннотация П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-4.jpg)
"Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме.
Слайд 6История создания
«Детского альбома»
"Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На
![История создания «Детского альбома» "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-5.jpg)
титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".
Слайд 7
Чайковский был доволен первым изданием "Детского альбома", отсутствием, как он считал, в
![Чайковский был доволен первым изданием "Детского альбома", отсутствием, как он считал, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-6.jpg)
нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: "Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, - но ничего, сойдет, - детям будет занятно".
Слайд 8 Утренняя молитва
Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые
![Утренняя молитва Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-7.jpg)
мысли и поступки.
Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.
Слайд 9Зимнее утро
"Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский
![Зимнее утро "Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-8.jpg)
альбом". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.
Слайд 10Марш деревянных солдатиков
Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и объединяется
![Марш деревянных солдатиков Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-9.jpg)
с близкой с ней по содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и "действиям" солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.
Слайд 11Болезнь куклы
П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый
![Болезнь куклы П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-10.jpg)
ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.
Слайд 12Итальянская песенка
Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно
![Итальянская песенка Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-11.jpg)
назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.
Слайд 13 Неаполитанская песенка
Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской
![Неаполитанская песенка Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-12.jpg)
- как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.
Слайд 14 Мазурка
Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет
![Мазурка Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-13.jpg)
характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.
Слайд 15 Русская песня
Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько мини-циклов - рядом стоящие
![Русская песня Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько мини-циклов - рядом стоящие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-14.jpg)
пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.
Слайд 16Мужик на гармонике играет
Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из
![Мужик на гармонике играет Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-15.jpg)
трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.
Слайд 17Баба-Яга
Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах
![Баба-Яга Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/472713/slide-16.jpg)
цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость.
Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).