Презентация на тему: Поэтическая система А.А.Фета

Содержание

Слайд 2

Без усилий
С плеском крылий
Залетать
В мир стремлений,
Преклонений
И молитв;
Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв.
А.А.Фет.

Без усилий С плеском крылий Залетать В мир стремлений, Преклонений И молитв;

Слайд 3

Поэтика А. Фета

«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита

Поэтика А. Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита
по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»
Афанасий Фет

Слайд 4

Основные темы фетовской поэзии - ЛЮБОВЬ и ПРИРОДА

Основные темы фетовской поэзии - ЛЮБОВЬ и ПРИРОДА

Слайд 5

«Одним толчком согнать ладью живую …»
28 октября 1887 г.
Удел поэта –

«Одним толчком согнать ладью живую …» 28 октября 1887 г. Удел поэта
понимать язык природы и любви.
Символический смысл стихотворения: жизнь современников – «тоскливый сон», в котором не ощутимы ни её трепет, ни её «вздох», ни её дыхание. Поэтическое слово способно «усилить бой бестрепетных сердец», помочь людям «подняться в жизнь иную».

Слайд 6

1) В стихах Фета чувства преобладают над разумом
2) В поэзии Фета человек

1) В стихах Фета чувства преобладают над разумом 2) В поэзии Фета
и природа существуют как нерасторжимое целое
3) В поэзии Фета много общего с живописью импрессионизма

О. Ренуар «В саду»

Слайд 7

О. Ренуар «Отлив в Ипоре»

О. Ренуар «Отлив в Ипоре»

Слайд 8

Импрессионизм (впечатление) в поэзии – это изображение предметов не в их

Импрессионизм (впечатление) в поэзии – это изображение предметов не в их целостности,
целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

К. Моне
«Руанский собор»

Слайд 9

Афанасий Фет и Мария Лазич

"Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную ..."

Афанасий Фет и Мария Лазич "Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную ..."

Слайд 10

Стихи, посвященные Марии Лазич

« В долгие ночи …» 1851
« Неотразимый образ …»

Стихи, посвященные Марии Лазич « В долгие ночи …» 1851 « Неотразимый
1856
« В благословенный день …» 1857
« Старые письма» 1859
« В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864
« Alter ego» 1878
« Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878
« Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884
« Солнца луч промеж лип …» 1885
« Нет, я не изменил …» 1887


Что переживает лирический герой?

Слайд 11

«МОНОЛОГИ К УМЕРШЕЙ»

ОНА ОН

«Черты заветные»
«Нежность былая»
«Знакомые очи»
Нерукотворные черты
Отблеск очей
Ангел кротости

«Душевные муки»
«Огонь

«МОНОЛОГИ К УМЕРШЕЙ» ОНА ОН «Черты заветные» «Нежность былая» «Знакомые очи» Нерукотворные
стыда»
«Осужден»
«Я осудил»
«Жгучая слеза»
Коленопреклоненный
Просветленный

Слайд 12

ВЫВОД

« Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь

ВЫВОД « Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь
он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».
Л. Озеров

Слайд 13

"Шепот, робкое дыханье ..."

"Шепот, робкое дыханье ..."

Слайд 14

Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,          

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной,
Тени без конца, Ряд волшебных изменений           Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,           Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,           И заря, заря!..
1850

«Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени».
М. Е. Салтыков-Щедрин

Слайд 15

Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»

Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета Я.

Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …» Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета
Полонским.
Насколько удачной вы её находите?

Слайд 16

Шепот, робкое дыханье…
2. …Ряд волшебных изменений милого лица …
3. …

Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. …
И лобзания, и слезы …

1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья …
2. …Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца …
3. … В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря …
И заря, заря!..

Слайд 17

Развитие лирической темы

МИР ЧЕЛОВЕКА

МИР ПРИРОДЫ

ВСТРЕЧА

СВИДАНИЕ

СЧАСТЬЕ

ВЕЧЕР

НОЧЬ

ЗАРЯ

Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА МИР ПРИРОДЫ ВСТРЕЧА СВИДАНИЕ СЧАСТЬЕ ВЕЧЕР НОЧЬ ЗАРЯ

Слайд 18

Цвет и звук

Серебро

Свет ночной ночные тени

Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря

Шепот, дыханье,

Цвет и звук Серебро Свет ночной ночные тени Дымных, пурпур розы, отблеск
трели соловья, колыханье ручья

- - - - - - - - - -

Лобзания

Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

Слайд 19

Ассонанс и аллитерация

1
строфа

2
строфа

3
строфа

Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья

Открытый [a]:
ночной, конца,

Ассонанс и аллитерация 1 строфа 2 строфа 3 строфа Открытый [a]: шепот,
ряд волшебных, милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица

Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря

Слайд 20

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА

Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА Роза - это символ природной красоты, огня страсти,
радости.

Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.

Слайд 21


В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве.

В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт
Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.

Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

Слайд 22

«На заре ты её не буди…» (1842)

«На заре ты её не буди…» (1842)

Слайд 23

Поэт передает едва уловимое состояние, когда любовь предчувствуется и уже готова

Поэт передает едва уловимое состояние, когда любовь предчувствуется и уже готова прийти,
прийти, но она ещё не охватила своими муками и страданием жаждущее сердце. Тревожное состояние между предвестием любви и вспыхнувшим чувством Фет показывает через обыденные предметы и явления: заря, сон, подушка, косы, луна, соловей. Высокое слово «ланиты» помогает запечатлеть непорочное, чистое и целомудренное чувство.

Слайд 24


В поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в

В поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый
особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

О. Ренуар «Уголок сада в Монжероне»

Слайд 25

"Ещё майская ночь"

"Ещё майская ночь"

Слайд 26


Тютчев Ф.И. «День и ночь»

Фет А.А.«Ещё майская ночь»

Какая ночь!..
…все звезды…
…Тепло

Тютчев Ф.И. «День и ночь» Фет А.А.«Ещё майская ночь» Какая ночь!.. …все
и кротко…
…нежней и бестелесней…
…твой лик, о ночь…

Мир таинственный
… бездной …
… день-… ночь …
… страхами и
мглами …
… ночь страшна!

Слайд 27

Для Фета характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь

Для Фета характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь
у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна.

ВЫВОД

Слайд 28

"Сияла ночь ..."

"Сияла ночь ..."

Слайд 29

Татьяна Берс

«Когда вы поёте, слова летят на крыльях»

« Окна в зале были отворены,

Татьяна Берс «Когда вы поёте, слова летят на крыльях» « Окна в
и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.       ...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки».
Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской)

Встреча произошла летом 1866 г.
Стихотворение написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.
В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно открывает цикл «Мелодии»

Слайд 30

Ф. Тютчев
«Я встретил вас …»
1870 г.

А. Фет
«Сияла ночь …»
1877 г.

СЮЖЕТ

Я встретил вас

Ф. Тютчев «Я встретил вас …» 1870 г. А. Фет «Сияла ночь
- и все былое …

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь …


И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

ОН

В отжившем сердце ожило …
С давно забытым упоеньем …

ОНА

… за песнею твоей; ты пела до зари, в слезах изнемогая; твой голос; во вздохах этих звучных; рыдающие звуки

Смотрю на милые черты …
И то же в вас очарованье …

Слайд 31

«Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант …»
П. И. Чайковский

Музыкальность
стихотворения

Фонетические средства

Синтаксические средства

АССОНАНС

«Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант …» П. И. Чайковский Музыкальность стихотворения

[а], [о]
АЛЛИТЕРАЦИЯ
[л], [р]

ПОВТОРЫ
Синтаксический параллелизм
АНАФОРА
ЭПИФОРА

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННУЮ МЕЛОДИЧНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

Слайд 32

ВЫВОД

Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных человеческих

ВЫВОД Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных
чувств. Фет же сосредоточен на причинах такого «воскресения», а они и есть голос, песня, ночь.
В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. И все это так конкретно и ярко, что, кажется, он дает описание живописного полотна или даже сцены из театрального спектакля, где декорации — живые картины, а действие — жизнь песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить и плакать.

Слайд 33

ЧТО СБЛИЖАЕТ ТЮТЧЕВА И ФЕТА?

ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»

ПРИРОДА

ЛЮБОВЬ

ТАЙНЫ БЫТИЯ

Единство эстетических воззрений и

ЧТО СБЛИЖАЕТ ТЮТЧЕВА И ФЕТА? ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» ПРИРОДА ЛЮБОВЬ ТАЙНЫ БЫТИЯ
общность тематики
Психологизм и тонкость чувств
Изящество слога и отточенность языка
Сверхчуткое художественное восприятие природы

Слайд 34

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?

ЛИРИКА ЛЮБВИ

Денисьевский цикл

Стихи, посвященные Марии Лазич

Это тайна и высший дар
Скоротечность

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? ЛИРИКА ЛЮБВИ Денисьевский цикл Стихи, посвященные Марии Лазич Это
счастья – «поединок роковой»
Встреча заранее предопределяет разлуку – любовь – драма, трагедия

Лирическое «преступление и наказание»
Красота и гармония рождаются из преодоленного страдания

Слайд 35

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?

ПРИРОДА

Трагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию с

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? ПРИРОДА Трагическое единство человека и природы: человек стремится к
природой, но это невозможно

Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения

ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ

МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ

Слайд 36

«Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего

«Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего
ближе стоящий к современной символической школе».
ЭЛЛИС «Русские символисты» 1910

А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

Имя файла: Презентация-на-тему:-Поэтическая-система-А.А.Фета.pptx
Количество просмотров: 1105
Количество скачиваний: 13