Культура России второй половины XIХ в

Содержание

Слайд 2

Расцвет

Великие
реформы
60-70-х гг.

Рост
общественного
движения

Промышленный
подъем

Расцвет Великие реформы 60-70-х гг. Рост общественного движения Промышленный подъем

Слайд 3

Наука (естественные и точные науки)

Математика

Чебышев
Теория чисел
Теория вероятностей

Ляпунов
+ Марков
Ковалевская

Физика

Столетов
Теория магнетизма
Фотоэлектрические явления

Химия

Бутлеров
Органическая

Наука (естественные и точные науки) Математика Чебышев Теория чисел Теория вероятностей Ляпунов
химия

Менделеев
Периодическая система
химических элементов (1869)

Биология

Сеченов
Рефлексы мозга

Мечников
Иммунология

Тимирязев
Фотосинтез

География

Семенов-Тяньшанский
Пржевальский
Центральная Азия

Миклухо-Маклай
Ю.-В. Азия, Океания

Техника

Яблочков
Лодыгин
Лампа накаливания

Можайский
Жуковский
Самолетостроение

Попов
Радио (1895)

Слайд 4

Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894)

Открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятности.
1860 г.-

Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) Открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятности.
избран членом Парижской академии наук.

Математика

Слайд 5

Александр Михайлович Ляпунов (1857-1918)

Ученик Чебышева.
Его открытия подтолкнули развитие математики.

Математика

Александр Михайлович Ляпунов (1857-1918) Ученик Чебышева. Его открытия подтолкнули развитие математики. Математика

Слайд 6

Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)

Уехала за границу, там получила степень доктора наук, стала

Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) Уехала за границу, там получила степень доктора наук,
профессором Стокгольмского университета.

Математика

Слайд 7

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Исследования в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896) Исследования в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при
современной электронной техники.

История

Слайд 8

Александр Степанович Попов (1859-1905)

Главное направление научных поисков – изучение электрических явлений, электромагнетизма.
1895

Александр Степанович Попов (1859-1905) Главное направление научных поисков – изучение электрических явлений,
г. – на заседании Русского физико-химического общества выступил с докладом, продемонстрировал прибор, первая в мире радиостанция.

Физика

Слайд 9

Александр Федорович Можайский (1825-1890)

Посвятил жизнь созданию летательного аппарата. 1881 г. – начал

Александр Федорович Можайский (1825-1890) Посвятил жизнь созданию летательного аппарата. 1881 г. –
постройку самолета с 2 паровыми двигателями. Попытка неудачная, но изобретатель вплотную подошел к решению задачи.

Физика, самолетостроение

Слайд 10

Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886)

Разработал теорию химического строения.

Химия

Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) Разработал теорию химического строения. Химия

Слайд 11

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

Открытие периодического закона химических элементов, на его основе предсказал

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) Открытие периодического закона химических элементов, на его основе
существование неизвестных в то время элементов.
Книга «Основы химии» переведена почти на все языки.

Химия

Слайд 12

Василий Васильевич Докучаев (1846-1903)

Раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв.
Монография «Русский чернозем».
Книга

Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) Раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Монография
«Наши степи прежде и теперь» - план борьбы с засухами.

Почвоведение

Слайд 13

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)

Вольнослушатель медицинского факультета Московского университета, за границей совершенствовал знания.
Занимался

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) Вольнослушатель медицинского факультета Московского университета, за границей совершенствовал
проблемами человеческой психики.
Работы «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».

Биология

Слайд 14

Илья Ильич Мечников (1845-1916)

По приглашению Луи Пастера переехал в Париж. Переписывался с

Илья Ильич Мечников (1845-1916) По приглашению Луи Пастера переехал в Париж. Переписывался
Сеченовым, Менделеевым.
Награжден орденом Почетного легиона.

Медицина, микробиология, бактериология

Слайд 15

Наука (гуманитарные науки)

История

С.М. Соловьев
«История России
с древнейших времен»

В.О. Ключевский
«Курс русской
истории»

Языкознание

В.И. Даль
«Толковый словарь

Наука (гуманитарные науки) История С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» В.О.
живого
великорусского языка»

А.А. Шахматов
Текстология

Философия

Материализм
Чернышевский
Плеханов

Идеализм
В.С. Соловьев
Н.Ф. Федоров

Слайд 16

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879)

В течение многих лет ежегодно выходил новый том «Истории

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) В течение многих лет ежегодно выходил новый том
России с древнейших времен». Последний 29 том вышел в 1880 г.

История

Слайд 17

Василий Осипович Ключевский (1841-1911)

Сменил Соловьева на кафедре русской истории в Московском университете.
Интерес

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) Сменил Соловьева на кафедре русской истории в Московском
к социально-экономическим вопросам истории.
«Курс русской истории».

История

Слайд 18

Во второй половине XIX века русские ученые добились успехов в разных отраслях

Во второй половине XIX века русские ученые добились успехов в разных отраслях
знаний.
Москва, Петербург – мировые научные центры.

Слайд 19

Литература

Критический реализм

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

И.А. Гончаров

А.П. Чехов

Н.С. Лесков

М.Е. Салтыков-Щедрин

Н.А. Некрасов

В.Г. Короленко

А.Н. Островский

Чистое
искусство

А.А. Фет

Ф.И.

Литература Критический реализм Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский И.А. Гончаров А.П. Чехов Н.С.
Тютчев

А.Н. Майков

Символизм

Д.С. Мережковский

З.Н. Гиппиус

Я.П. Полонский

Во второй половине XIX века русская литература
занимала ведущие позиции в мире

Слайд 20

Вторая половина XIX века:
РЕАЛИЗМ
Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании

Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании
с высотой и истинностью авторского идеала;
Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Литературно-художественные направления

Слайд 21


Конец XIX века:
- кризис позитивистского миропонимания;
-утрата веры в

Конец XIX века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс;
общественный прогресс;
-интерес к подсознательному.
НАТУРАЛИЗМ
1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному.
2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Литературно-художественные направления

Слайд 22

Ведущие жанры:
Вторая половина XIX века РОМАН
Художественные достоинства русского романа:
глубокий

Ведущие жанры: Вторая половина XIX века РОМАН Художественные достоинства русского романа: глубокий
психологизм;
гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
высокий уровень литературного языка.
Ведущие мастера жанра:
И.А.Гончаров И.С.Тургенев
Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

Слайд 23

Ведущие жанры:
Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ
Причины возникновения малых жанров:
Утрата обобщающего

Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: Утрата
взгляда на жизнь;
Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.
Ведущие мастера жанра:
В.Г.Короленко В.М.Гаршин
А.П.Чехов

Слайд 24

Основные направления
Вторая половина XIX века
«пушкинское» «гоголевское»
(«чистое искусство») (реалистическое)
проблемы
философские социальные
А.А.Фет

Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское» «гоголевское» («чистое искусство») (реалистическое) проблемы
Н.А.Некрасов
А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

ПОЭЗИЯ

Слайд 25

Основные направления:
Конец XIX века:
импрессионизм символизм
«… погоня за неуловимыми оттенками,

Основные направления: Конец XIX века: импрессионизм символизм «… погоня за неуловимыми оттенками,
за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».
Д.С.Мережковский

ПОЭЗИЯ

Слайд 26

Жанры и направления драматургии.
Вторая половина 19 века:
-сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин
-историческая

Жанры и направления драматургии. Вторая половина 19 века: -сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин
драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой
-водевили – В.А.Крылов
-психологическая драма
-народная комедия - А.Н.Островский
-стихотворная драма
Конец 19 века:
- «новая драма» - А.П.Чехов

Драматургия

Слайд 27

Музыка и театр

«Могучая кучка»
Балакирев, Мусоргский,
Бородин, Римский-
Корсаков, Кюи

Мусоргский: «Хованщина», «Борис Годунов»

Римский-Корсаков: «Снегурочка», «Садко»

Бородин:

Музыка и театр «Могучая кучка» Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский- Корсаков, Кюи Мусоргский:
«Князь Игорь»

П.И. Чайковский
(1840-1893)

Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама»

Балет: «Лебединое озеро», «Щелкунчик»

Первый концерт, симфонии…

Братья А.Г. и Н.Г.
Рубинштейны

Петербургская консерватория (1862)
Московская консерватория (1866)

Главные театры:
Малый театр
Александринский театр

«Дом Островского»

1898 г. – МХАТ
Станиславский
Немирович-Данченко

Слайд 28

«Могучая кучка»

М.А.Балакирев

М.П.Мусоргский

Н.А.Римский-
Корсаков

Ц.А.Кюи

А.П.Бородин

«Могучая кучка» М.А.Балакирев М.П.Мусоргский Н.А.Римский- Корсаков Ц.А.Кюи А.П.Бородин

Слайд 29

Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910)

Душа, организатор и теоретик «Могучей кучки».
В 1866 г., после

Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) Душа, организатор и теоретик «Могучей кучки». В 1866
кропотливой работы, он издал «Сборник русских народных песен».

Слайд 30

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Многие оперы написаны на сказочный сюжет. Акварельной прозрачностью

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Многие оперы написаны на сказочный сюжет. Акварельной прозрачностью отличается музыка «Снегурочки».
отличается музыка «Снегурочки».

Слайд 31

Опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка»

Слайд 32

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

После знакомства с Даргомыжским и Балакиревым ушел с военной

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) После знакомства с Даргомыжским и Балакиревым ушел с
службы и целиком посвятил себя музыке. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» не имели популярности при жизни композитора. Сейчас они не сходят с оперных подмостков всего мира.

Слайд 34

Марк Рейзен в роли Бориса Годунова

Марк Рейзен в роли Бориса Годунова

Слайд 35

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Единственная опера «Князь Игорь» была поставлена после смерти композитора.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) Единственная опера «Князь Игорь» была поставлена после смерти
Она отличается правдивостью и красотой национального колорита.
Бородин – профессор химии, музыкой занимался в часы досуга.

Слайд 36

«Князь Игорь»

«Князь Игорь»

Слайд 38

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Не входил в «Могучую кучку». Его опера «Евгений Онегин»,

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) Не входил в «Могучую кучку». Его опера «Евгений
написанная для студенческого театра в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мировое признание.

Слайд 39

Опера «Евгений Онегин»

Г.Вишневская в «Евгении Онегине»

Опера «Евгений Онегин» Г.Вишневская в «Евгении Онегине»

Слайд 40

Балеты Чайковского вошли в мировую балетную классику. Его музыка – гордость России

Балеты Чайковского вошли в мировую балетную классику. Его музыка – гордость России и достояние всего мира.
и достояние всего мира.

Слайд 41

Балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик»

Слайд 42

«Лебединое озеро»

«Лебединое озеро»

Слайд 43

«Спящая красавица»

«Спящая красавица»

Слайд 44

Скульптура

М.М. Антокольский

А.М. Опекушин

М.О. Микешин

Скульптуры
Ивана Грозного
Петра Великого
Ермака
Нестора-Летописца
Ярослава Мудрого

Памятники
А.С. Пушкину
М.Ю. Лермонтову

Памятник
«Тысячелетие
России»

Скульптура М.М. Антокольский А.М. Опекушин М.О. Микешин Скульптуры Ивана Грозного Петра Великого

Слайд 45

Михаил Осипович Микешин (1835-1896)

Победитель конкурса на создание памятника «Тысячелетие России»

Михаил Осипович Микешин (1835-1896) Победитель конкурса на создание памятника «Тысячелетие России»

Слайд 47

Верхняя часть монумента, в виде шара, символизирует державу – эмблему царской власти.
Коленопреклоненная

Верхняя часть монумента, в виде шара, символизирует державу – эмблему царской власти.
женщина – Россия.
Ее осеняет крестом крылатый ангел.

Слайд 48

Памятник Екатерине II. Скульптор Микешин.
Стиль – эклектика.

Памятник Екатерине II. Скульптор Микешин. Стиль – эклектика.

Слайд 49

Микешин отказался от многофигурных композиций.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Скульптор Микешин.

Микешин отказался от многофигурных композиций. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Скульптор Микешин.

Слайд 50

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923)

Выходец из крепостных крестьян.
Участник работы над «Тысячелетием России».

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) Выходец из крепостных крестьян. Участник работы над «Тысячелетием России».

Слайд 51

Самое значительное произведение Опекушина – памятник А.С. Пушкину в Москве

Самое значительное произведение Опекушина – памятник А.С. Пушкину в Москве

Слайд 53

Архитектура

Эклектика (смешение стилей)

Месмахер (архив
Государственного совета)
Кракау (Балтийский вокзал)

Неорусский (псевдорусский)
стиль

Померанцев (Верхние
торговые ряды (ныне ГУМ))
Шервуд

Архитектура Эклектика (смешение стилей) Месмахер (архив Государственного совета) Кракау (Балтийский вокзал) Неорусский
(Исторический музей)
Чичагов (Московская
городская дума)

В строительстве расширилось применение
железа и стекла, началось использование бетона

Слайд 54

Новые задачи

Строились не дворцы и храмы, а железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, магазины,

Новые задачи Строились не дворцы и храмы, а железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса,
банки.
Расширилось применение железа и стекла.
Началось использование бетона.
Думали не о красоте здания, а о его назначении.

Слайд 55

Балтийский вокзал в Петербурге

Архитектор Кракау А.И.
Огромный арочный проем в верхней части фасада

Балтийский вокзал в Петербурге Архитектор Кракау А.И. Огромный арочный проем в верхней
переносил человека в атмосферу железной дороги.

Слайд 56

Строительство торговых пассажей

Первые пассажи появились при Николае I.
Москва. Голицынский пассаж. Соединил Петровку

Строительство торговых пассажей Первые пассажи появились при Николае I. Москва. Голицынский пассаж.
и Неглинную.
Петербург. Пассаж между Невским проспектом и Итальянской улицей

Слайд 57

Пассажи стали местом прогулок и светских встреч.

Пассажи стали местом прогулок и светских встреч.

Слайд 58

В магазинах стали совмещать черты пассажа и традиционного гостиного двора.

В магазинах стали совмещать черты пассажа и традиционного гостиного двора.

Слайд 59

Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы К.В. Трайман, А.Т. Тромбицкий, А.И. фон Гоген).

Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы К.В. Трайман, А.Т. Тромбицкий, А.И. фон Гоген).

Слайд 60

Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н. Померанцев).
Ныне в здании размещается ГУМ.

Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н. Померанцев). Ныне в здании размещается ГУМ.

Слайд 61

Здания театров

Были менее монументальными, имели меньшее число ярусов и более глубокий амфитеатр.
Иногда

Здания театров Были менее монументальными, имели меньшее число ярусов и более глубокий
строился в одном комплексе с пассажем, гостиницей и рестораном.

Слайд 62

Театр в Нижнем Новгороде

Театр в Нижнем Новгороде

Слайд 63

Строительство музеев

Строительство музеев

Слайд 64

Политехнический музей в Москве

Архитекторы И.А. Монигетти и Н.А. Шохин
1877 г.

Политехнический музей в Москве Архитекторы И.А. Монигетти и Н.А. Шохин 1877 г.

Слайд 65

Исторический музей на Красной площади

Строительство с 1875 по 1883 г.
Проект разработан В.О.Шервудом

Исторический музей на Красной площади Строительство с 1875 по 1883 г. Проект
при участии историка И.Е. Забелина.

Слайд 66

Русско-византийская стилистика

Принцип эклектики – «умный выбор», показал свою несостоятельность.
«Русский стиль» стал применяться

Русско-византийская стилистика Принцип эклектики – «умный выбор», показал свою несостоятельность. «Русский стиль»
не только при строительстве храмов, но и светских зданий.

Слайд 68

Принципы нового стиля:

Традиции резьбы по дереву, народной вышивки;
Использовались башенки, резные наличники, бочкообразные

Принципы нового стиля: Традиции резьбы по дереву, народной вышивки; Использовались башенки, резные
столбики.
Материал – камень. Что приводило к созданию тяжелых архитектурных форм.
Остался лишь оформлением построек, не слитым с их предназначением.

Слайд 69

Живопись «Товарищество передвижных художественных выставок»

В 1863-1870 гг. – Артель петербургских художников

Метод (направление) –

Живопись «Товарищество передвижных художественных выставок» В 1863-1870 гг. – Артель петербургских художников
критический реализм
Главная черта – демократизм
108 членов
400 участников выставок (48)

И.Н. Крамской

Братья В.М. и А.М.
Васнецовы

В.Г. Поленов

И.И. Левитан

И.И. Шишкин

Братья К.Е. и В.Е.
Маковские

Г.Г. Мясоедов

Н.Н. Ге

И.Е. Репин

В.И. Суриков

В.Г. Перов

Портрет Толстого
«Христос
в пустыне»

«Аленушка»
«Богатыри»

«Московский
дворик»
«Заросший пруд»

«Над вечным
покоем»

«Утро
в сосновом
бору»

«Дети, бегущие
от грозы»
«Свидание»

«Земство обедает»
«Косцы»

«Петр Первый
допрашивает
царевича
Алексея»

«Бурлаки на Волге»
«Иван Грозный и
сын его Иван»

«Утро стрелецкой
казни»
«Боярыня
Морозова»

«Сельский
крестный ход
на Пасхе»
«Тройка»

Слайд 70

Живопись эпохи “передвижников”

Живопись эпохи “передвижников”

Слайд 71

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПОХИ «ПЕРЕДВИЖНИКОВ».

9 ноября 1863 г. Группа выпускников Академии художеств отказалась

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПОХИ «ПЕРЕДВИЖНИКОВ». 9 ноября 1863 г. Группа выпускников Академии художеств
писать конкурсные работы на тему из скандинавской мифологии.
Во главе – Иван Николаевич Крамской.
Объединились в артель, жили коммуной.
1870 г. Коммуна распалась, но зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок».

Слайд 72

ИДЕИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ:

Неприятие «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами, театральностью.
Изображали живую жизнь.
Ведущее место

ИДЕИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ: Неприятие «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами, театральностью. Изображали живую
в творчестве – жанровые (бытовые) сцены.
Особая симпатия к крестьянству.

Слайд 73

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ (1834-1882)

«Приезд станового на следствие»

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ (1834-1882) «Приезд станового на следствие»

Слайд 74

«Чаепитие в Мытищах»

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

«Чаепитие в Мытищах» Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Слайд 75

ТРАГИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРОВА

«Старики-родители на могиле сына»

«Тройка»

ТРАГИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРОВА «Старики-родители на могиле сына» «Тройка»

Слайд 76

ПОРТРЕТЫ ПЕРОВА

Портрет Тургенева

Портрет Достоевского

Портрет Островского

ПОРТРЕТЫ ПЕРОВА Портрет Тургенева Портрет Достоевского Портрет Островского

Слайд 77

КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ОТ РЕАЛЬНЫХ СЦЕН

Коровин С.А. «На миру»

Стычка между богатым

КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ОТ РЕАЛЬНЫХ СЦЕН Коровин С.А. «На миру» Стычка
и бедным на сельском ходе.

Слайд 78

Торжественная праздничность крестьянского труда

Мясоедов Г.Г. «Косцы»

Торжественная праздничность крестьянского труда Мясоедов Г.Г. «Косцы»

Слайд 79

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ (1837-1887)

Главное место – у портретной живописи.

Портрет Гончарова

Портрет Салтыкова-Щедрина

Портрет Некрасова

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ (1837-1887) Главное место – у портретной живописи. Портрет Гончарова Портрет Салтыкова-Щедрина Портрет Некрасова

Слайд 80

Одно из наиболее сильных произведений Крамского – картина «Христос в пустыне»

Одно из наиболее сильных произведений Крамского – картина «Христос в пустыне»

Слайд 81

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ (1830-1897)

«Грачи прилетели»

«Зимний пейзаж»

Красота и лиризм простого русского пейзажа.

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ (1830-1897) «Грачи прилетели» «Зимний пейзаж» Красота и лиризм простого русского пейзажа.

Слайд 82

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

К жанру русских народных сказаний
обратился В.М.Васнецов. Его
Картины проникнуты

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ К жанру русских народных сказаний обратился В.М.Васнецов. Его Картины
духом народных сказок. Религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа – богатыря.

Слайд 83

«АЛЁНУШКА» «ИВА ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

«АЛЁНУШКА» «ИВА ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Слайд 84

«ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»

«ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»

Слайд 85

«БОГАТЫРИ»

«БОГАТЫРИ»

Слайд 86

«ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВОВИЧА»

«ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВОВИЧА»

Слайд 87

ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1850-1873)

«Оттепель»

ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1850-1873) «Оттепель»

Слайд 88

«Мокрый луг»

Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю,

«Мокрый луг» Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к
от затишья к буре.

Слайд 89

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН (1832-1898)

Певец русского леса, эпической широты русской природы.

«Рожь»

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН (1832-1898) Певец русского леса, эпической широты русской природы. «Рожь»

Слайд 90

«Лес в Мордвинове»

«Утро в сосновом лесу»

«Лес в Мордвинове» «Утро в сосновом лесу»

Слайд 91

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ (1832-1898)

Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха.

«Ночь на Днепре»

«Степь»

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ (1832-1898) Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. «Ночь на Днепре» «Степь»

Слайд 92

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860-1900)

Левитан – мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий,

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860-1900) Левитан – мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень
стеснительный и ранимый, он умел отдыхать наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

«Вечерний звон»

«Над вечным покоем»

Слайд 93

«Хмурый день»

«Золотой плес»

«Хмурый день» «Золотой плес»

Слайд 94

«После дождя»

«После дождя»

Слайд 95

«Тихая обитель»

«Тихая обитель»

Слайд 96

«Вечер на Волге»

«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз.

«Вечер на Волге» «Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз.
Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков».
К.Г.Паустовский

Слайд 97

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН (1844-1930)

Родился в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН (1844-1930) Родился в семье военного поселенца. Ему удалось поступить
Академию художеств. После ее окончания художник совершил путешествие по Волге. Результат – картина «Бурлаки на Волге». Она произвела на общественность сильное впечатление.

Слайд 98

Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и

Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и
облачений, простой народ, полиция и калеки – все уместилось на этом полотне – величие, сила, немощь и боль России.

Слайд 99

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМАТИКА В ЖИВОПИСИ РЕПИНА

«Арест пропагандиста»

«Не ждали»

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМАТИКА В ЖИВОПИСИ РЕПИНА «Арест пропагандиста» «Не ждали»

Слайд 100

Революционеры на картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз. На картине

Революционеры на картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз. На картине
«Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

Слайд 101

Однако Репин – человек со сложным мировоззрением, и на его картинах присутствуют

Однако Репин – человек со сложным мировоззрением, и на его картинах присутствуют
и иные лица: аристократы, великие князья…

К.П.Победоносцев

С.Ю.Витте

Слайд 102

В начале XX. Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета».

В начале XX. Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета».

Слайд 103

Ряд репинских полотен написаны на исторические темы.

«Иван Грозный и его сын Иван»

Ряд репинских полотен написаны на исторические темы. «Иван Грозный и его сын Иван»

Слайд 104

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 105

Репин создал целую галерею портретов художников,

Портрет Крамского

Портрет Поленова

Репин создал целую галерею портретов художников, Портрет Крамского Портрет Поленова

Слайд 106

писателей,

Портрет Толстого

Портрет Тургенева

писателей, Портрет Толстого Портрет Тургенева

Слайд 107

ученых

Портрет Пирогова

ученых Портрет Пирогова

Слайд 108

композиторов

Портрет Мусоргского

Портрет Листа

композиторов Портрет Мусоргского Портрет Листа

Слайд 109

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916)

Родился в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916) Родился в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится
80-е гг., когда он создал 3 знаменитые исторические картины.

«Утро стрелецкой казни»

«Меншиков в Березове»

«Боярыня Морозова»

Слайд 110

«Боярыня Морозова»

«Боярыня Морозова»

Слайд 111

«Меншиков в Березове»

«Меншиков в Березове»

Слайд 112

«Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни»

Слайд 113

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911)

Сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911) Сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы,
как театральный художник. Но славу ему принесли прежде всего портреты.

Автопортрет

Слайд 114

«Девочка с персиками»

«Девочка с персиками»

Слайд 115

«Девушка, освещенная солнцем»

«Девушка, освещенная солнцем»

Слайд 117

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ (1832-1898)

Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ (1832-1898) Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали
собрание Третьякова.

Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на священника, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы.

Слайд 118

Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
Имя файла: Культура-России-второй-половины-XIХ-в.pptx
Количество просмотров: 609
Количество скачиваний: 1