Презентация на тему Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

Содержание

Слайд 2

История создания

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных

История создания Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных
рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 : « И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.

Слайд 3

Булгаков сделал 8! редакций. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя

Булгаков сделал 8! редакций. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя
(1940). Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова в журнале «Москва» №11 за 1966 и №1 за 1967г. с купюрами, в сокращённом журнальном варианте.

Слайд 4

Названия романа М.Булгакова

«Черный маг»
«Консультант с копытом»
«Копыто инженера»
«Великий канцлер»
«Сатана»

Названия романа М.Булгакова «Черный маг» «Консультант с копытом» «Копыто инженера» «Великий канцлер»
«Черный богослов»
«Он появился»
«Князь тьмы»
«Мастер и Маргарита»

Д
Ь
Я
В
О
Л

Слайд 5

Жанр произведения

Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи.
В мениппее под

Жанр произведения Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи. В мениппее под
смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. Для мениппеи характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов.

Слайд 6

Жанр произведения

философский
фантастический
сатирический
исторический
буффонада (от итал. buffonata — шутовство,

Жанр произведения философский фантастический сатирический исторический буффонада (от итал. buffonata — шутовство,
паясничанье) — утрированно-комическая манера актёрской игры
любовный
бытовой
автобиографический

Слайд 7

Композиция

Роман в романе (32 главы )
О судьбе Мастера, о Понтии

Композиция Роман в романе (32 главы ) О судьбе Мастера, о Понтии
Пилате
2 пласта времени
библейское современное Булгакову
30 годы I века новой эры 30 годы хх века
События происходят перед Пасхой

Слайд 8

Композиция

М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну

Композиция М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие
главу и начинающие следующую.
“– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I)

Слайд 9

«Два мира. Параллели и отражения»

Мир Москвы 30-х гг. 20в. Изображается советская власть

«Два мира. Параллели и отражения» Мир Москвы 30-х гг. 20в. Изображается советская
(жестокость, преследование инакомыслия). В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т. д.

Мир Ершалаима нач. эры. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат.
В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность. Наказание Иуды, наказание Пилата и тд.

Слайд 10

Система образов романа

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Мастер и Маргарита

Система образов романа Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри Мастер и Маргарита

Слайд 11

Система образов романа

Воланд и его свита
Москва и москвичи

Система образов романа Воланд и его свита Москва и москвичи

Слайд 12

Свита Воланда

Коровьев.Фагот.

Кот Бегемот

Азазелло

Гелла

Свита Воланда Коровьев.Фагот. Кот Бегемот Азазелло Гелла

Слайд 13

Воланд и его свита выполняют роль связующего звена между тремя мирами: «древним

Воланд и его свита выполняют роль связующего звена между тремя мирами: «древним
ершалаимским, вечным потусторонним и современным московским».

Слайд 14

Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на

Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на всеобщее
всеобщее обозрение пороки этого общества, которые, оказывается, человечество не изжило со времён древнего мира.

Слайд 15

В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы

В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви
любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.