Презентация на тему Жостовская роспись

Содержание

Слайд 2

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово.

Слайд 3

История

История

Слайд 4

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в
ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Слайд 5

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 г.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 г.
производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. 

Слайд 6

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только
изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. 

Слайд 7

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров
реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

Слайд 8

Особенности жостовской росписи

Особенности жостовской росписи

Слайд 9

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному),

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному),
причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Слайд 10

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные
и мелкие полевые цветы.

Слайд 11

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары,

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары,
для подачи пищи) и как украшение.

Слайд 12

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Слайд 13

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Алексей Ильич Лезнов. Букет в

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д.
корзине.

Поднос прямоугольный крылатый. И.С. Леонтьев. 1973г.

Слайд 14

Этапы жостовской росписи

Этапы жостовской росписи

Слайд 15

Замалёвка

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в

Замалёвка Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев
соответствии со своим замыслом. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.

Слайд 17

Тенёжка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов

Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У
появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Слайд 18

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает

Прокладка цветом Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета
плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.

Слайд 19

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников

Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых
света. Бликовка создает настроение и колорит.

Слайд 20

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник

Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти
наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.

Слайд 21

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в

Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается
фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Слайд 22

Уборка краёв подноса

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка

Уборка краёв подноса Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров.
может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Слайд 24

Наводка зеркального блеска

С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска,

Наводка зеркального блеска С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до
а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.
Имя файла: Презентация-на-тему-Жостовская-роспись.pptx
Количество просмотров: 815
Количество скачиваний: 5