Слайд 2Основные народы
На территории Красноярского края проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера:
долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы, занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.
Слайд 3Долганы
Долганы (саха) — народ в Российской Федерации (всего 7,3 тыс. чел.
Народность сформировалась в конце XVIII — первой половине XIX веков. Традиционные занятия Долганов — оленеводство, охота на птицу и рыболовство. Основа пищи — оленина, сырая, мороженая или варёная. Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец — хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.
Слайд 4Нганасаны
Говорят на нганасанском языке, который относится к самодийской группе уральской семьи.
Традиционные занятия — охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство (c XIX в.), пушная охота, рыболовство по открытой воде. Второстепенное значение имели рыболовство, пушной промысел. Основным оружием были копье (фонка), лук (динта) стрелы (буди). Традиционное жилище — конический чум по конструкции близок к ненецкому. Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Основу питания составляло оленье мясо. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х гг.
Слайд 6Кеты
Малочисленный коренной народ Сибири. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских
языков. численность народа — 1494 человека. С кетами связывается карасукская культура (2 тыс. до н.э.) Казахстана и Южной Сибири. В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм.
Слайд 7Ненцы
Самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до
Таймыра. Традиционное занятие — крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов — тундрового, который распадается на западные и восточные говоры. Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству, используются говядина, свинина, рыба.
Слайд 9 Селькупы
Народ, живущий на севере Западной Сибири. Численность в России — около
4249 чел. Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Традиционные верования — анимизм, шаманизм. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда».
Слайд 10Чулымцы
Небольшой тюркский народ в России численностью 656 человек. Говорят на чулымском языке.
Были крещены в православии, сохраняются некоторые традиции шаманизма. Основное занятие — земледелие и разведение крупного рогатого скота. Чулымцы сложились в XVII—XVIII веках, как результат смешения тюркских групп (переместившихся на восток после падения Сибирского ханства), частично телеутов и енисейских кыргызов.
Слайд 11Эвенки
Сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы.
Живут в России, Китае и Монголии. 35 527 эвенков. Глазковская культура — археологическая культура монголоидных древнетунгусских племен бронзового века (18 — 13 вв. до н.э). Язык- эвенкийский, якутский, хамниганский, русский, китайский. Религия- шаманизм. Родственные народы: Маньчжуры, Нанайцы, Орочи, Ульчи, Эвены, Сибо.
Слайд 12Энцы
Малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие — православные. По языку
и культуре близки нганасанам и ненцам. Численность- 237 человек. Основное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Комплексное оленеводческо-промысловое хозяйство.
Слайд 13Заключительная часть.
Проблемы.
Так, в Красноярском крае – одном из крупнейших в Российской Федерации
– проблемы связаны с депопуляцией, особенно среди малых народов, сложными природно-климатическими условиями, спадом производства на предприятиях химической, нефтехимической и металлургической промышленности, что в итоге привело к безработице. Если исходить из проблем края, то главные направления деятельности были связаны с решением следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы. В этих условиях основная тяжесть легла на краевые, областные, городские, районные органы социальной защиты и комитеты по занятости населения.