Путь от Старцева к Ионычу

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩИЕ
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ

ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ

Слайд 3

ОБУЧАЮЩИЕ:

познакомить учеников с рассказом «Ионыч»;
показать жизненный путь героя от
Д. И.

ОБУЧАЮЩИЕ: познакомить учеников с рассказом «Ионыч»; показать жизненный путь героя от Д.
Старцева к Ионычу;
раскрыть трагизм повседневно – будничного существования обывателей города С.;
показать разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей.

Слайд 4

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

пробудить у учащихся благородные цели и стремление к самовоспитанию;
желание выработать в

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: пробудить у учащихся благородные цели и стремление к самовоспитанию; желание выработать
себе силу сопротивления обстоятельствам;
вызвать негативное отношение к пошлости и мещанству;
формировать активную гражданскую позицию;
пробудить желание любить, понимать, приумножать прекрасное в себе и в жизни.

Слайд 5

Развивающие:

развивать самостоятельность в исследовании художественного текста и в выборе суждений, умозаключений;
научить

Развивающие: развивать самостоятельность в исследовании художественного текста и в выборе суждений, умозаключений;
анализировать, синтезировать, выделять главное, сравнивать, характеризовать;
увеличить словарный запас;

Слайд 6

Методические:

самостоятельная работа с текстом как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Методические: самостоятельная работа с текстом как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Слайд 7

Основные понятия и термины:

мещанство
пошлость
духовность
противодействие уродливой среде
духовная деградация

Словарь

Основные понятия и термины: мещанство пошлость духовность противодействие уродливой среде духовная деградация Словарь

Слайд 8

МЕЩАНСТВО

психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

МЕЩАНСТВО психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

Слайд 9

ПОШЛОСТЬ

низость в нравственном отношении, безвкусно – грубый.

ПОШЛОСТЬ низость в нравственном отношении, безвкусно – грубый.

Слайд 10

ДУХОВНОСТЬ


свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов

ДУХОВНОСТЬ свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
над материальными

Слайд 11

« Человека создает его сопротивление
окружающей среде. »
М. Горький

Способность человека вести борьбу против

« Человека создает его сопротивление окружающей среде. » М. Горький Способность человека
несправедливости, во всех её проявлениях. Для этого необходимо обладать такими качествами характера: сила воли, самостоятельность, убеждённость в нравственных принципах, способность к самовоспитанию и др.

Слайд 12

разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей.

ДУХОВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей. ДУХОВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Слайд 13

ЖИЗНЬ Д. И. СТАРЦЕВА

ЖИЗНЬ Д. И. СТАРЦЕВА

Слайд 14


В начале рассказа А. Чехова знакомит нас с жителями города С.

В начале рассказа А. Чехова знакомит нас с жителями города С. и
и их бытом. И вот в эту жизнь окунается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересует литература, искусство, театр. Д. И. Старцев поселился в Дялиже, в девяти верстах от города С. На работу Старцев ходил пешком, так как «своих лошадей у него еще не было». Семья Туркиных ему нравилась. Вспоминая о вечере, проведенном в доме Туркиных, Дмитрий Ионыч произносит: «Недурственно…» Эти воспоминания его радуют и волнуют. Особенно ему нравилась Котик: «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек… она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно…»

Приезд в Дялиж:

продолжить

Слайд 15

«У него была уже пара лошадей и кучер Пантелеймон». Старцев влюбляется в

«У него была уже пара лошадей и кучер Пантелеймон». Старцев влюбляется в
Екатерину Ивановну и делает ей предложение. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его. «К чему ведет этот роман? – размышляет он, получив записку от Котика. – Что скажут товарищи, когда узнают?» В этих опасениях слышится страх перед жизнью. «А приданого они дадут, должно быть, немало,» - думает влюбленный молодой человек. И тут же снова возвращается к заманчивой мысли: «Дадут приданое, заведем обстановку…» Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев «страдал… ровно три дня». «Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!»

через 2 года:

продолжить

Слайд 16

«Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув

«Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад
назад голову». К обязанностям земского врача он стал относиться небрежно. В работе его интересует только материальный результат.

«У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, а он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее… У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там.»

Старцев спешно принимает больных. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой».
«От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».

Прошло еще несколько лет:

Слайд 17

город С.

город С.

Слайд 18


Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни,

Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни,
то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства.
При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чём говорить с ними.
… вообще же в С. читали очень мало, и в здешней библиотеке так и говорили, что если бы не девушки и не молодые евреи, то хоть закрывай библиотеку…

Слайд 19

Семья Туркиных

Открыть

Семья Туркиных Открыть

Слайд 20

Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных,

Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных,
«самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей.

Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить.
Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince – nez, ишет повести и романы, которые изображают то, чего в действительности не может быть.
Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. В доме ее называли Котик.

Слайд 21

МЕЩАНСТВО

ПОШЛОСТЬ

БЕЗДУХОВНОСТЬ

Открыть

МЕЩАНСТВО ПОШЛОСТЬ БЕЗДУХОВНОСТЬ Открыть

Слайд 22

Темно и в душе у Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало

Темно и в душе у Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало
жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» – жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился, » - думает он.

Жизнь города С. скучная, праздная, однообразная. Обитатели города ничем не интересуются. Они неинтересны и бездарны. Политика, наука их не интересуют, а если они и говорят на эти темы, то «заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.» Все их интересы заключены в праздном образе жизни, они не любят трудиться. Даже Д. И. Старцев отмечает их невежество и убогость мысли. «Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его… и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо…». Все они заняты наживой, игрой в карты, едой и выпивкой.

Слайд 23

А. П. Чехов

Д. И. Старцев

И

А. П. Чехов Д. И. Старцев И

Слайд 24

Что общего в биографии А. П. Чехова и Д. И. Старцева, его

Что общего в биографии А. П. Чехова и Д. И. Старцева, его
героя?

Что отличает А. П. Чехова от его героя? Почему же так разошлись пути людей, начавших жить одинаково?

Далее

Слайд 25

А. П. Чехов – сын купца, Д. И. Старцев – сын дьячка.

А. П. Чехов – сын купца, Д. И. Старцев – сын дьячка.
Оба они разночинцы, учились на медные гроши и стали врачами. И тот и другой росли в мещанской обстановке, которая загубила немало талантливых людей. Оба поехали работать в деревню.

Если перечислить даже не полно, что делал в своей жизни сам Чехов, то можно подумать, что речь идет об общественном деятеле. Он лечил, организовывал помощь голодающим губерниям, был заведующим холерным участком, строил школы, больницы, укомплектовывал общественные библиотеки, выступал с обращениями о помощи и сам, лично, помог сотням людей в их нуждах и бедах. А. П. Чехов печатал публицистические статьи; написал книгу о каторжном острове – Сахалине, проделав для этого путь через всю Сибирь, в том числе четыре тысячи вёрст на лошадях. Это делал человек, никогда не отличавшийся крепким здоровьем.

Чехов много работает как врач, принимает участие в борьбе с эпидемией. Всей своей жизнью А. П. Чехов подтвердил свой известный афоризм: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Старцев же превратился в оплывшего жиром Ионыча, весь смысл жизни которого свелся к накоплению, пересчитыванию «желтых, зеленых бумажек». Старцева погубило стремление к сытости и покою. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими, в результате утраты светлых жизненных целей.

Слайд 26

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ИДЕАЛЫ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ

Слайд 27

Положительные идеалы представляют собой ОРИЕНТИР для человека, стремящегося обрести в жизни твердые

Положительные идеалы представляют собой ОРИЕНТИР для человека, стремящегося обрести в жизни твердые
духовные устои, помогают развить в себе все лучшее, на что способен благородный человек.

ДАЛЕЕ

открыть

Слайд 28

Мать Тереза

МАТЬ ТЕРЕЗА ( Агнесс Гонджа Бояджи )
1910 – 1997 гг. Монахиня,

Мать Тереза МАТЬ ТЕРЕЗА ( Агнесс Гонджа Бояджи ) 1910 – 1997
лауреат
Нобелевской премии 1979 г.

Дела телесной милости:
- организация школ, больниц;
- открытие дома для умирающих стариков;
- создание мастерской для безработных;
- по ее просьбе трое заключенных, умирающих от СПИДа, были помещены в приют;
- потратила Нобелевскую премию на приюты для прокаженных.

Девиз всей жизни:
«Мы не делаем ничего великого, мы делаем мало, но с великой любовью».

Слайд 29

«Милость к ближнему может оказывать всякий, потому что милость бывает различная, как

«Милость к ближнему может оказывать всякий, потому что милость бывает различная, как
различны нужды человека – духовные и телесные, как различно положение людей в обществе, их состояние и звание».

Дела телесной милости:
- алчущего (голодного) напитать;
- жаждущего напоить;
- одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде;
-посетить находящегося в темнице;
-посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти;
- странника принять в дом и упокоить;
- погребать умерших в бедности на своё иждивение или на собранные подаяния.

Иоанн Кронштадтский

Слайд 30

Итак, мы пришли к выводам, что Старцев всю жизнь работает. Но деятельность,

Итак, мы пришли к выводам, что Старцев всю жизнь работает. Но деятельность,
лишённая высокой цели, оказывается пагубной и для труженика и для интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей. В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращённый к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека. В письме приятелю, земскому врачу, Чехов с горечью говорит о нравственной нестойкости образованной молодёжи: «Пока это еще студентки и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студенткам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора - дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».

выводы:

Имя файла: Путь-от-Старцева-к-Ионычу.pptx
Количество просмотров: 313
Количество скачиваний: 0