Слайд 2Петр 1 ввел целый комплекс новых, невиданных доселе на Руси празднеств и
развлечений. Почти все они канули в Лету, но сохранились в описаниях современников. Многие из них шокировали, а некоторые до сих пор продолжают шокировать общественные вкусы, так что память о них сохраняется в народной мифологии и поныне.
Слайд 4Шуты издавна были при дворе многих правителей. Их задача заключалась в том,
чтобы всячески веселить и забавлять государя и его окружение. Шутом можно было стать добровольно, имея соответствующие ремеслу способности, но чаще в шуты попадали за провинности перед государем или государством.
За неудачную шутку придворный шут мог запросто получить звонкую оплеуху или удар тростью. Однако только он мог свободно входить туда, куда первые лица государства входили по приглашению, и вслух говорить то, за что иной вельможа мог запросто лишиться головы. С дурака что возьмешь? Шут он и есть шут!
Слайд 5Шут Балакириев был самым востребованным героем анекдотов.Шут Балакириев из анекдотов – это
шут-помощник, чуть ли не сподвижник Петра Великого, смело обличающий мздоимство и казнокрадство даже петровских любимцев, герой, борющийся против невежества и помогающий Петру в его реформаторской деятельности. Действительно, доля истины в этом есть. Балакириев, несомненно, - самый талантливый и интеллектуальный из петровских шутов. Вероятно, он был и самым любимым из шутовской гвардии. Его реальная судьба, однако, не была столь безоблачной и прямолинейной, как у его литературного героя.
Слайд 6Одна из историй…
Как-то раз перед окнами Петра 1 появилось стадо коров. На
вопрос царя о причине появления стада шут Балакириев отвечал: «Ен-то подданные ваши, царь-батюшка, пришли с жалобой на иноземцев». И вправду, на рога одной из «жалобщиц» была надета челобитная. Она гласила: «Проживающие-де на Москве басурманы-немцы завели моду есть скотскую траву, именуемую салат. А дык иностранцев энтих код от коду все боле и боле, то, съев весь салат, они вскорости перейдут на сено. А тогда, мы, царь-батюшка, «челобитчики» твои, останемся без корма и помрем лютой смертью. Смилуйся, царь-батюшка, не губи: повели басурманам энтим запретить есть тот скотский салат!» Прочитав эту «коровью челобитную», Петр хохотал до упаду.
Самое поразительное то, что Балакириев не выдумал эту историю. Еще патриарх Иоаким требовал от русских прекратить самовольные контакты с еретиками-немцами, поскольку они, «подобно скотам», едят траву, именуемую салатом.
Слайд 7Маскарады
Московский маскарад 1722 года — масленичный маскарад, организованный в Москве зимой 1722 года.
Празднования были устроены в связи с подписанием Ништадтского мирного договора, означавшего победу в Северной войне. Сценарий торжеств был написан лично Петром I. Московский маскарад 1722 года считается наиболее грандиозным маскарадом петровского времени. Описание маскарада составил в своём дневнике очевидец, камер-юнкер Беркгольц.
Слайд 8Маскарад явился к нам импортным гостем, правда, прижившимся в отечестве куда быстрее,
чем театр. Уже птенцы гнезда Петрова гуляли от души и на широкую ногу на задаваемых ими балах и маскарадах, длившихся порой до 60 дней.
Слайд 10Масленичные фейерверки.
Масленичные фейерверки.
Довольно регулярно фейерверки начинают устраивать с последнего десятилетия XVII в.
В Москве они сжигались на масленицу. Имеются данные за 1690, 1691, 1692, 1693, 1697 и 1699 гг. Масленица - народный праздник, уходящий корнями в языческое прошлое Руси и сопровождавшийся сжиганием соломенного чучела, символа уходящей зимы. Элементы народного праздника, связанные с огненным действом, соединялись с новым придворным огненным развлечением - фейерверком.