Содержание
- 2. Возвращение блудного сына Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта
- 3. Моисей со скрижалями законов, 1659 Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными
- 4. Неверие апостола Фомы, 1634 Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько
- 5. Христос в Эммаусе, 1648 Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
- 6. Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии, 1644 Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана
- 7. Святой Матфей и Ангел, 1661 Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В
- 8. Сусанна и старцы, 1647 История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается
- 9. Пир Валтасара. 1635. Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Пир
- 10. Жертвоприношение Авраама, 1635 Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше
- 11. Снятие с креста. 1634. Снятие с креста - распространенный сюжет в европейской живописи. По традиции среди
- 12. Давид и Урия, 1665. Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной
- 13. Симеон во храме, 1669. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в
- 14. Вирсавия, 1654. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают, что эта картина
- 15. Софониба принимает чашу с ядом, 1634. Величественная фигура на этой картине очень напоминает Саскию, хотя история
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2Возвращение блудного сына
Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных
Возвращение блудного сына
Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных
Сюжет взят из Нового Завета.
Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно.
Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью.
Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.
Слайд 3Моисей со скрижалями законов, 1659
Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай
Моисей со скрижалями законов, 1659
Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай
Слайд 4Неверие апостола Фомы, 1634
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в
Неверие апостола Фомы, 1634
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние, исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома.
Слайд 5Христос в Эммаусе, 1648
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из
Христос в Эммаусе, 1648
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из
После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима.
К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли.
Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник.
Слайд 6
Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии, 1644
Эта эффектная работа производит впечатление декорации
Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии, 1644
Эта эффектная работа производит впечатление декорации
Центральная группа изображена с совершенной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит.
Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах.
Слайд 7Святой Матфей и Ангел, 1661
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале
Святой Матфей и Ангел, 1661
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале
В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия.
Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт.
Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны.
Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
Слайд 8Сусанна и старцы, 1647
История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность
Сусанна и старцы, 1647
История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность
Однако это не помешало художникам — католикам и протестантам — создавать на эту тему картины, исполненные драматизма и эротического очарования.
Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду, из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком.
Сусанна отказывается, и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения.
Брошенные на берегу сандалии, по-видимому, были красноречивыми эротическими символами в голландском искусстве XVII века.
Слайд 9Пир Валтасара. 1635.
Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах
Пир Валтасара. 1635.
Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Даниил сказал царю, что они означают его гибель; предсказание сбылось в ту же ночь.
На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично.
Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.
Слайд 10Жертвоприношение Авраама, 1635
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Авраам
Жертвоприношение Авраама, 1635
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Авраам
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает.
Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож.
В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично
Слайд 11Снятие с креста. 1634.
Снятие с креста - распространенный сюжет в европейской
Снятие с креста. 1634.
Снятие с креста - распространенный сюжет в европейской
По традиции среди присутствующих изображают Богоматерь, несколько учеников Иисуса и Иосифа из Аримафеи.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.
Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился.
Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.
Слайд 12Давид и Урия, 1665.
Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой,
Давид и Урия, 1665.
Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой,
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью».
Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев.
Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике.
Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина.
Поэтому правомерно вернуться к старой версии.
В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель
Слайд 13Симеон во храме, 1669.
Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она
Симеон во храме, 1669.
Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Господня».
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы.
Здесь свободная манера письма последних лет особенно заметна еще и потому, что работа не закончена, хотя это едва ли существенно:
все сосредоточено на моменте, когда полуослепший старец качает на руках спеленутого Младенца — сцена, исполненная бесконечной нежности.
Слайд 14Вирсавия, 1654.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Многие эксперты полагают,
Вирсавия, 1654.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Многие эксперты полагают,
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Она отдалась ему и зачала. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть.
История малоприятная, и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Слайд 15Софониба принимает чашу с ядом, 1634.
Величественная фигура на этой картине очень напоминает
Софониба принимает чашу с ядом, 1634.
Величественная фигура на этой картине очень напоминает
Софониба, дочь карфагенского полководца Гасдрубала, жила в пору, когда Карфаген вел ожесточенную войну с Римом.
Чтобы закрепить союз с нумидийцами, Гасдрубал выдал дочь за царя Сифакса, но того разбил союзник римлян Масинисса, который немедля захотел взять царицу себе в жены.
Когда римляне запретили ему этот брак, он избавил Софонибу от дальнейших унижений, прислав чашу с ядом, которую царица выпила не колеблясь.
Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией»