Реставрация объектов культуры и искусства

Содержание

Слайд 2

Произведения искусства хранятся в музеях, где за ними ухаживают, присматривают музейные работники.

Произведения искусства хранятся в музеях, где за ними ухаживают, присматривают музейные работники.
И как человеку в момент болезни нужен врач, так картине, зданию, статуе бывает нужен реставратор. Художники –реставраторы есть в каждом крупном музее. Они каждый день следят за состоянием произведений.

Спас. Из деисусного чина. Рублев Андрей. Школа или худ. центр: Москва. 1410-е годы

Слайд 3

Реставраторы за работой

Но есть и специальные реставрационные мастерские ,где работают профессионалы высочайшего

Реставраторы за работой Но есть и специальные реставрационные мастерские ,где работают профессионалы
класса. Туда привозят самые ценные и сильно поврежденные произведения. Реставрация продлевает жизнь бесценным шедеврам художников и скульпторов .

Слайд 4

Что такое реставрация. Кто такой художник –реставратор.

Под реставрацией в искусстве и архитектуре понимают

Что такое реставрация. Кто такой художник –реставратор. Под реставрацией в искусстве и
восстановление разрушенных, поврежденных или искаженных памятников истории и культуры с целью сохранения их исторического или культурного значения. Профессия реставратора включает несколько специальностей, требующих профессионального образования различного уровня: реставратор декоративно-художественных покрасок, реставратор произведений из дерева, реставратор декоративных штукатурных и лепных изделий, художник-реставратор

.

Слайд 5

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре,

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре,
изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы.

Поэтому перед началом реставрационных работ проводятся исследования чтобы определить степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством.
По возможности они используют неразрушающие методы исследования. Например, рентген или романовскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и без взятия пробы.

Слайд 6

Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам,

Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам,
которые не  влекут за собой необратимых изменений. Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами

Слайд 7

Традиция «поновлять» а значит реставрировать иконы существует на Руси уже много веков.

Икона

Традиция «поновлять» а значит реставрировать иконы существует на Руси уже много веков.
проведя долгое время в храме покрывалась толстым слоем копоти и жира и образ становился почти неразличимым .Её отдавали художнику-иконописцу на «поновление» ( написание поверх прежнего образа новый ).
Это могло повторяться неоднократно. В результате получалось многократное наложение образов друг на друга и несколько слоев живописи.
Современные способы реставрации позволяют расчистить и восстановить любой из них, даже самый нижний.

Слайд 8

Материалы применяемые в иконописи: Основа для иконы – проклеенные доски. В древнерусской иконописи

Материалы применяемые в иконописи: Основа для иконы – проклеенные доски. В древнерусской
применялись темперные краски на основе яичных эмульсий. В состав красок входили такие неорганические пигменты и минералы, как: охра, сурик, глауконит, лазурит и волконскоит.

В первую очередь надо икону проклеить .
Иногда приклеивают красочный слой с паволокой , иногда сами доски между собой . (укрепляют) , потом расчищают от копоти , потемнения , грязи .
И только потом уже дописывают утраченные фрагменты.

Слайд 9

Давайте проследим за работой реставратора :

Давайте проследим за работой реставратора :

Слайд 10

Федоровская икона Божьей Матери

На протяжении веков русский народ особенно в тяжёлые времена

Федоровская икона Божьей Матери На протяжении веков русский народ особенно в тяжёлые
обращался к заступничеству Бога и Его святых через святые образа.
Старинные иконы должны возрождаться, чтобы снова показывать свою чудотворную силу и красоту.

эта икона небольшая ,келейная (то есть домашняя), а не храмовая..

Слайд 11

2 этап.Процесс работы по укреплению иконы

1. этап.Исследование состояния иконы

2 этап.Процесс работы по укреплению иконы 1. этап.Исследование состояния иконы

Слайд 12

3 этап: Процесс раскрытия (очистки) иконы

3 этап: Процесс раскрытия (очистки) иконы

Слайд 13

4 этап: Процесс подведения левкаса Нанесение левкаса (специального подготовленного слоя) на утраченный

4 этап: Процесс подведения левкаса Нанесение левкаса (специального подготовленного слоя) на утраченный участок.
участок.

Слайд 14

5 этап.Процесс тонировки иконы

Проведено тонирование - нанесение красочного слоя на новый левкас.

5 этап.Процесс тонировки иконы Проведено тонирование - нанесение красочного слоя на новый левкас.

Слайд 15

икона до реставрации и после.

икона до реставрации и после.

Слайд 16

Примеры реставрации памятников архитектуры ,скульптуры и живописи.

Примеры реставрации памятников архитектуры ,скульптуры и живописи.

Слайд 17

Храм и колокольня Спаса Нерукотворного в селе Вороново

Древнее село Вороново в Московской

Храм и колокольня Спаса Нерукотворного в селе Вороново Древнее село Вороново в
губернии известно с XIV в. Каменный храм Спаса Нерукотворного здесь выстроили в 1763 г. по указанию графа И. И. Воронцова.

Проект храма, выполненного в формах елизаветинского барокко, приписывают московскому зодчему К. И. Бланку. В 1766 г., предположительно, он же возвел в едином стиле с храмом четырехъярусную колокольню с проездной аркой. После пожара в усадьбе во время наполеоновского нашествия были восстановлены приделы храма.

В советский период храм лишился колоколов, но оставался действующим. В 1941 г. при обороне Москвы разрушили шпиль колокольни. В течение 55 лет строение оставалось без кровли и со временем пришло в аварийное состояние. Реставрировать колокольню начали в 1998 г. Было восстановлено завершение колокольни в виде граненого купола со шпилем,

Слайд 18

В 2009–2012 гг. укреплены несущие конструкции, воссозданы белокаменные карнизы, отреставрирован скульптурный декор.

В 2009–2012 гг. укреплены несущие конструкции, воссозданы белокаменные карнизы, отреставрирован скульптурный декор.
В 2007–2013 гг. полностью завершилась масштабная реставрация фасадов, купола и главки храма.

Слайд 19

Зачастую, благодаря реставрации, шедевры раскрывают свои секреты. Так произошло в случае с

Зачастую, благодаря реставрации, шедевры раскрывают свои секреты. Так произошло в случае с
произведением Вермеера. И оказалось что первоначальный замысел автора был другой.

Ян Вермеер. Хозяйка и служанка. 1666−68 годы. Холст, масло. 90,2 × 78,7 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.

 Учёные предполагали, что автор не закончил картину, а простой коричнево-чёрный занавес на заднем плане изобразил другой художник, чтобы сделать работу более привлекательной для покупателей

Слайд 20

Инфракрасная рефлектограмма раскрывает первоначальный замысел заднего плана «Хозяйки и служанки». Источник: Metropolitan

Инфракрасная рефлектограмма раскрывает первоначальный замысел заднего плана «Хозяйки и служанки». Источник: Metropolitan Museum of Art.
Museum of Art.

Слайд 21

Во время Великой Отечественной войны многие памятники архитектуры были полностью разрушены: «Петергоф»,

Во время Великой Отечественной войны многие памятники архитектуры были полностью разрушены: «Петергоф»,
«Царское Село», «Павловск», «Ораниенбаум» - лежали в руинах. Враг хотел напрочь стереть с лица земли любое свидетельство величия русской культуры.

По фотографиям , довоенным рисункам, воспоминаниям реставраторы воссоздали всё: ландшафт, парковую скульптуру и конечно дворцы. Паркеты, мебель. изразцы, ткани, предметы быта-всё было сделано заново но в точности воспроизводило утраченные

Слайд 22

Довоенный Петергоф. 1940г. Морской канал

Большой каскад без Самсона

Довоенный Петергоф. 1940г. Морской канал Большой каскад без Самсона

Слайд 23

Большое количество жителей Ленинграда и приезжих из других районов и областей трудились

Большое количество жителей Ленинграда и приезжих из других районов и областей трудились
над восстановлением Петергофа. Источник: https://fishki.net/1901086-vosstanovlenie-petergofa-posle-osvobozhdenija-i-okonchanija-vojny.html © Fishki.net

Слайд 24

Петергоф в 1954 и 1990-егода

Петер

.

Петергоф в 1954 и 1990-егода Петер .

Слайд 25

Мы знаем имена великих художников скульпторов но мало кто может назвать фамилию

Мы знаем имена великих художников скульпторов но мало кто может назвать фамилию
хотя бы одного реставратора. Проделав грандиозную работу и подарив новую жизнь произведению искусства , этот человек уходит в тень остается не ззамеченным. Реставратор Владимир Сарабьянов. Излечил множество древнерусских икон и фресок. Анатолий Трескин с бригадой воссоздал живописный плафон Иорданской лестницы в Эрмитаже., росписи павловского дворца.- более 10км.монументальной живописи.

Профессия -реставратор

Слайд 26

У истоков реставрационного дела в России ( тогда СССР)стоял Игорь Грабарь. Его

У истоков реставрационного дела в России ( тогда СССР)стоял Игорь Грабарь. Его
имя носит крупнейшая реставрационная мастерская в России, в Москве. Сам Грабарь Принимал участие в реставрации иконы Андрея Рублева «Троица»

5 гг.
Реставрация

Андрей Рублев. Троица. Состояние до реставрации 1904–1905 гг.

Слайд 27

Материалы применяемые в реставрации.

Главные среди них-Клеи( адгезивы)
Композиции для восполнения утраченных элементов( краска

Материалы применяемые в реставрации. Главные среди них-Клеи( адгезивы) Композиции для восполнения утраченных
и связующеевещество)
Покровные материалы ( лаки олифы защитные покрытия).
Инструменты-мольберт, муштабель, лупы, циркуль, кисти,гусиное перо, баночки, чашечки и т д.
Современная реставрация пользуется достижениями разных наук: химии, физики, оптики, активно применяется рентгенография, фотография цифровые технологии.

Слайд 28

.Три основных понятия в реставрационном деле.

Реконструкция- восстановление первоначального состояния произведения
Консервация –это поддержание

.Три основных понятия в реставрационном деле. Реконструкция- восстановление первоначального состояния произведения Консервация
существующего состояния произведения. Законсервировать-значит укрепить красочный слой или кладку от дальнейшего разрушения.
Реставрация восстановление утраченных ,погибших частей. Но все участки с вмешательством извне должны быть заметны.

Слайд 29

Задание по теме.

1 Провести исследование состояния иконы Иверской Божьей матери. Составить план

Задание по теме. 1 Провести исследование состояния иконы Иверской Божьей матери. Составить план реставрационных работ.
реставрационных работ.
Имя файла: Реставрация-объектов-культуры-и-искусства.pptx
Количество просмотров: 90
Количество скачиваний: 3