Содержание
- 2. Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева
- 3. В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях,
- 4. Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности
- 5. Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание не только проезжих знаменитостей. Они
- 6. Дерево любимый материал вятских мастеров. Деревянной резьбой пышно украшали постройки; избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты); орудия
- 7. Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных форм. Основная масса резьбы
- 8. Условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба) глухая резьба
- 9. Сквозная резьба Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную
- 10. Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются
- 11. Геометрическая резьба Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить вещь, в свое время
- 14. Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним.
- 15. Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Резьба по дереву
Слайд 3
В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это
В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это
Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.
Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы.
История ремесла
Слайд 4Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни.
В
Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни.
В
Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.
С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.
Слайд 5
Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание
Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание
Ремесло в Вятском крае.
Слайд 6 Дерево любимый материал вятских мастеров. Деревянной резьбой пышно украшали постройки; избы,
Дерево любимый материал вятских мастеров. Деревянной резьбой пышно украшали постройки; избы,
Яркой страницей художественного творчества вятских мастеров являются иконостасы, сохранившиеся во многих вятских храмах. Своими высокими достоинствами они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Сотни имён народных умельцев, оформляющих алтарные преграды, проходят по архивным источникам. Однако, мы располагаем немногими сведениями о вятских резчиках. И только с середины XVIIIвека в документах начинают фигурировать имена мастеров, подряжаемых на различные «церковные» работы. Иконостас «старинной столярной работы» и царские врата имела церковь Сретения (1705 г.) – «при коем тумбы резьбенные». «Весь резьбенной позолоченный пятиярусный иконостас» украшает Владимиро – Богородскую церковь (1718 г.) Вятки.
Слайд 7Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных
Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных
Слайд 8
Условно можно выделить три основных типа:
сквозная резьба (сюда относится пропильная и
Условно можно выделить три основных типа:
сквозная резьба (сюда относится пропильная и
глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
скульптурная резьба
домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
Виды резьбы по дереву
Слайд 9Сквозная резьба
Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную,
Сквозная резьба
Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную,
Слайд 10Плосковыемчатая резьба
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а
Плосковыемчатая резьба
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а
контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамескойконтурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамескойскобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
Слайд 11Геометрическая резьба
Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить
Геометрическая резьба
Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить
Со временем магическая функция древней символики забылась, на первый план начала выступать ее эстетическая сторона.
Еще в 20-х годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия , украшенные резьбой.
Слайд 14
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона
Рельефная резьба
Слайд 15
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп
Скульптурная резьба