Содержание
- 2. Что такое финифть? Финифть (из ср.- греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») – это
- 3. История финифти Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад. Этот способ стал
- 4. Ростов Великий – центр эмальерного искусства России. Ростов Великий с 18 в. и до наших дней
- 5. Технология изготовления финифти. Для создания ярких и красочных изображений ростовские мастера применяли небольшие тонкие металлические пластины
- 6. Изделия современных мастеров Набор Антикварный серебряный молочник
- 7. Предметы культа Иконы Книги Складень
- 8. Предметы посуды Сахарница Чаша для хранения чая Подстаканники
- 9. Сувениры Шкатулка Декоративное панно- тарелка
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2Что такое финифть?
Финифть (из ср.- греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») –
Что такое финифть?
Финифть (из ср.- греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») –
это изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке, вид прикладного искусства.
Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
История финифти уходит в глубь веков. Ремесленники медного века, осыпая разноцветным песком пластинки металла, помещали их в печь. Справляясь, песчинки создавали изображение. Чтобы сделать его выразительным, тонким, мастера растирали песок в гранитных ступках, а для усиления цвета подсыпали к кварцевому порошку пигментную пудру.
Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
История финифти уходит в глубь веков. Ремесленники медного века, осыпая разноцветным песком пластинки металла, помещали их в печь. Справляясь, песчинки создавали изображение. Чтобы сделать его выразительным, тонким, мастера растирали песок в гранитных ступках, а для усиления цвета подсыпали к кварцевому порошку пигментную пудру.
Серьги и подвеска
(Работа современных мастеров)
Слайд 3История финифти
Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад. Этот способ
История финифти
Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад. Этот способ
стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. Археологи обнаруживают артефакты, свидетельствующие о распространении финифти по всему миру. Цветные эмали были известны народам Индии и Китая, Персии и Византии, Рима и Древней Руси.
(Один из более распространенных вариантов)На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.
Существуют несколько различных техник финифти: перегородчатая, выемчатая, витражная, по рельефу и т.д. В древности все эти техники назывались одним словом – финифть, но в 18 в. из стран Западной Европы пришел другой термин – «эмаль».
Сейчас термин «финифть» означает – роспись по эмали. Самые известные центры эмали- византийская, русская(ростовская) и французская (лиможская) школы.
(Один из более распространенных вариантов)На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.
Существуют несколько различных техник финифти: перегородчатая, выемчатая, витражная, по рельефу и т.д. В древности все эти техники назывались одним словом – финифть, но в 18 в. из стран Западной Европы пришел другой термин – «эмаль».
Сейчас термин «финифть» означает – роспись по эмали. Самые известные центры эмали- византийская, русская(ростовская) и французская (лиможская) школы.
Золотые колты с парным изображением сирина, выполненными в технике перегородчатой эмали.
Слайд 4Ростов Великий – центр эмальерного искусства России.
Ростов Великий с 18 в. и
Ростов Великий – центр эмальерного искусства России.
Ростов Великий с 18 в. и
до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России.
Первая мастерская в Ростове по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т.е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры- головного убора священника во время церковной службы. Несколько позже, в последней четверти 18 в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова.
Палитра мастеров: яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.
Ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачение священников.
Первая мастерская в Ростове по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т.е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры- головного убора священника во время церковной службы. Несколько позже, в последней четверти 18 в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова.
Палитра мастеров: яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.
Ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачение священников.
Слайд 5Технология изготовления финифти.
Для создания ярких и красочных изображений ростовские мастера применяли небольшие
Технология изготовления финифти.
Для создания ярких и красочных изображений ростовские мастера применяли небольшие
тонкие металлические пластины или листы, которые имели правильную геометрическую форму. Чаще всего использовали круглые, овальные или прямоугольные заготовки, выбранные для художественной обработки металлов.
Сначала их тщательно зачищали, а после покрывали эмалевой массой. Далее проводилась процедура обжига в муфельной печи. Благодаря этому расплавленный слой эмали равномерно покрывал пластину, а после застывания образовывалась твердая и гладкая эмалевая поверхность.
Ювелирная эмаль — это прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные стекла из свинца. которые применяются в качестве декоративного покрытия изделий из драгоценных металлов, а также из меди и медных сплавов. При этом температура наплавления эмали на металлическую основу находится в пределах 750* — 790* С.
Это была фоновая основа эмали, на которую впоследствии наносили миниатюрное изображение. Далее, после нанесения рисунка на грунт, выполнялась роспись эмалевыми красками, разведенными маслянистыми веществами
(скипидаром или лавандовым маслом).
Нужный цвет эмаль приобретает после проведения процедуры обжига, в процессе которого мастера добавляют соли металлов. Так, для получения различных цветов и оттенков стекла используются следующие добавки:
красный цвет — золото
синий цвет — кобальт
зеленый цвет — медь
В зависимости от тематики и стилистики выполняемых изображений, яркость красок эмали может быть более интенсивной или приглушенной. В результате получались удивительно красивые изделия, прочные и долговечные.
Сначала их тщательно зачищали, а после покрывали эмалевой массой. Далее проводилась процедура обжига в муфельной печи. Благодаря этому расплавленный слой эмали равномерно покрывал пластину, а после застывания образовывалась твердая и гладкая эмалевая поверхность.
Ювелирная эмаль — это прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные стекла из свинца. которые применяются в качестве декоративного покрытия изделий из драгоценных металлов, а также из меди и медных сплавов. При этом температура наплавления эмали на металлическую основу находится в пределах 750* — 790* С.
Это была фоновая основа эмали, на которую впоследствии наносили миниатюрное изображение. Далее, после нанесения рисунка на грунт, выполнялась роспись эмалевыми красками, разведенными маслянистыми веществами
(скипидаром или лавандовым маслом).
Нужный цвет эмаль приобретает после проведения процедуры обжига, в процессе которого мастера добавляют соли металлов. Так, для получения различных цветов и оттенков стекла используются следующие добавки:
красный цвет — золото
синий цвет — кобальт
зеленый цвет — медь
В зависимости от тематики и стилистики выполняемых изображений, яркость красок эмали может быть более интенсивной или приглушенной. В результате получались удивительно красивые изделия, прочные и долговечные.
Слайд 6Изделия современных мастеров
Набор
Антикварный серебряный молочник
Изделия современных мастеров
Набор
Антикварный серебряный молочник
Слайд 7Предметы культа
Иконы
Книги
Складень
Предметы культа
Иконы
Книги
Складень
Слайд 8Предметы посуды
Сахарница
Чаша для хранения чая
Подстаканники
Предметы посуды
Сахарница
Чаша для хранения чая
Подстаканники
Слайд 9Сувениры
Шкатулка
Декоративное панно- тарелка
Сувениры
Шкатулка
Декоративное панно- тарелка
- Предыдущая
Наименование в родительном падежеСледующая -
Повесть о настоящем человеке. Борис Полевой