Рукотворное чудо

Содержание

Слайд 2

Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, —храмы. Именно они дают

Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, —храмы. Именно они дают нам
нам представление о русской средневековой архитектуре.
Как же был устроен русский храм тех времен?
Кто и как его строил?
Как храм выглядел внутри и снаружи?
Какой смысл вкладывали наши предки в каждый элемент храма?

Слайд 3

Внешнее устройство храма.

Внешнее устройство храма.

Слайд 4

Храмы на Руси строились по византийскому образцу, но отличались от византийских. Они

Храмы на Руси строились по византийскому образцу, но отличались от византийских. Они
должны были свидетельствовать о силе и могуществе молодого государства, быть центрами городской жизни.
Во многие храмы встраивались специальные галереи для княжеских церемоний, хранилищ, библиотек.
Изменился и строительный материал. Вместо мрамора на ряду с тонким византийским кирпичом стали применять известняковые белокаменные плиты, а на севере Руси и «дикий камень» - большие валуны, которые чередовались с плинфой и плитами. Это придавало стенам храмов более суровый вид.
Долгое время на Руси работали византийские артели, но с XII века в Новгороде сложилась своя школа мастеров.

Слайд 5

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно
кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет по морю жизни.

Слайд 6

Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей,

Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей,
что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Слайд 7

Крестово- купольная система.

Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест,

Крестово- купольная система. Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий
над центром которого –(средокрестием) возводится купол. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Господу.

Слайд 8

Архитектурные элементы храма


Архитектурные элементы храма

Слайд 9

Архитектурные элементы храма

Архитектурные элементы храма

Слайд 10

КУПОЛА

КУПОЛА

Слайд 11

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается
вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:
2 - означают Божественную и человеческую природу Христа;
3 - три Лица Св. Троицы;
5 - Иисуса Христа и четырех евангелистов,
7 - семь таинств и семь вселенских соборов,
9 - девять чинов ангельских,
13 - Иисуса Христа и двенадцать апостолов,
33 - по числу лет земной жизни Спасителя,
40 - как символ освящения всей своей жизни,
70 - в честь 70 апостолов.

Слайд 12

Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о
брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Слайд 13

Цвет купола также важен в символике храма:   Золото — символ небесной славы.

Цвет купола также важен в символике храма: Золото — символ небесной славы.
Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.   Купола синие со звездами венчают храмы,посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.   Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.   Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.   В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Слайд 14

Внутреннее устройство православного храма.

Внутреннее устройство православного храма.

Слайд 15

Человек, переступивший порог православного храма, должен был отрешиться от шума и суеты

Человек, переступивший порог православного храма, должен был отрешиться от шума и суеты
мирской жизни и почувствовать себя «словно на небесах».

Слайд 16

Православный храм делится на три части:
притвор, сам храм (средняя часть)

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Заглянем внутрь храма
и алтарь.

Заглянем внутрь храма

Слайд 17

Иконостас

Солея

Амвон

Притвор

Алтарь

Иконостас Солея Амвон Притвор Алтарь

Слайд 18

Храмовая роспись.

Храм и его росписи (фрески, иконы) - это книга, предназначенная для

Храмовая роспись. Храм и его росписи (фрески, иконы) - это книга, предназначенная
того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз.
Храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего - Бог, Всевидящий и Всемогущий.

Слайд 19

Стены храма расписываются сюжетами из Священной истории. Православный храм можно назвать энциклопедией.

Стены храма расписываются сюжетами из Священной истории. Православный храм можно назвать энциклопедией.
В каждом храме присутствует вся история человечества.
Имя файла: Рукотворное-чудо.pptx
Количество просмотров: 322
Количество скачиваний: 3