Слайд 2Образование
Светский характер обучения, а также соединение обучения с практикой, стали главными отличительными
![Образование Светский характер обучения, а также соединение обучения с практикой, стали главными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-1.jpg)
чертами новой системы образования. Все это было продиктовано нехваткой образованных людей в России, способных деятельно участвовать в жизни страны в изменившихся условиях. Подготовка специалистов должна была быть проведена в короткие сроки и на высоком профессиональном уровне.
Для дворянских детей получение образования с 1714 г. стало обязательным - они получали разрешение жениться лишь после обучения.
Слайд 3Важно, что учебные заведения, созданные при Петре I, носили всесословный характер. Туда
![Важно, что учебные заведения, созданные при Петре I, носили всесословный характер. Туда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-2.jpg)
не допускались только крепостные помещичьи крестьяне.
В России стали создаваться прежде всего высшие специальные учебные заведения для нужд армии и флота.
Первое такое учебное заведение, где готовили штурманов, геодезистов и других специалистов было создано в 1701 г. в Сухаревой башне в Москве. Оно называлось Математическая и навигацкая школа. В 1715 г. эта школа была переведена в Санкт-Петербург и преобразована в Морскую Академию. Арифметические школы оставались в Сухаревой башне до 1802 г.
Слайд 4В первой четверти XVIII в. были созданы также Артиллерийская (1701), Инженерная школы
![В первой четверти XVIII в. были созданы также Артиллерийская (1701), Инженерная школы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-3.jpg)
(1712), медицинское училище (1707), готовившие специалистов в различных областях. Было создано несколько горных школ.
Зарождалась и система начального и среднего образования. По указу Петра 1714 г. были созданы 42 губернские цифирные школы.
В созданных типографиях публиковались первые русские учебники. В 1701 г. вышел первый печатный букварь Ф. Поликарпова, в 1703 г. - Арифметика Л. Магницкого. Книгопечатание получило толчок с введением в 1709 г. гражданского шрифта.
Слайд 5Наука и техника
Развитие науки и техники было обусловлено потребностями промышленности и подчинено
![Наука и техника Развитие науки и техники было обусловлено потребностями промышленности и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-4.jpg)
ее интересам. Процесс получил двустороннюю направленность: успехи науки и техники способствовали развитию промышленности, которая, в свою очередь, стимулировала развитие научных и технических знаний.
В 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук и художеств, которая начала действовать в 1725 г. Первыми академиками были, главным образом, иностранцы, но практически сразу это учреждение стало центром русской науки.
Слайд 6Еще раньше стали развиваться науки, необходимые для создания сильной армии и флота,
![Еще раньше стали развиваться науки, необходимые для создания сильной армии и флота,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-5.jpg)
а также соответствующей новым задачам промышленности. Важным направлением явилась география. В. Атласов сделал первое описание Камчатки, Соймонов и Верден составили карту Каспийского моря.
Изменения государственной политики в области науки, образования сказались также в том, что в это время были созданы первые научные общественные организации: Кунсткамера (первый музей, обсерватория) (1719), Библиотека Академии Наук, Эрмитаж.
Слайд 7
Быт и нравы
Весьма значительные изменения произошли в области быта и нравов в
![Быт и нравы Весьма значительные изменения произошли в области быта и нравов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-6.jpg)
связи с активным проникновением западноевропейской культуры. При этом в петровскую эпоху шло насильственное насаждение новых элементов, что сопровождалось ломкой старых традиций. Указы Петра стричь бороды, обрезать рукава и полы боярской одежды, носить западноевропейскую одежду и прически, участвовать в развлечениях - ассамблеях, курить табак - вводились в жизнь методами совершенно не европейскими - не только насильственными, но и варварскими.
Слайд 8Литература и общественная мысль
В литературе петровского времени продолжают развиваться те процессы, которые
![Литература и общественная мысль В литературе петровского времени продолжают развиваться те процессы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-7.jpg)
возникли в последние десятилетия ХVII в., в том числе барочный тип литературы. В целом литература остается рукописной, хотя количество печатных изданий постоянно возрастает.
Беллетристика носила разнообразный характер: это переделки былин, исторических песен, духовных стихов, сказок; переводная литература и т.д.
Слайд 9Интенсивно развивается лирика, для которой характерно разнообразие тем и жанров: новым явлением
![Интенсивно развивается лирика, для которой характерно разнообразие тем и жанров: новым явлением](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-8.jpg)
стала любовная лирика, победные стихи и т.д. Одним из первых русских беллетристических произведений большого объема стала история о российском матросе Василии Кариотском, уехавшем за рубеж, получившем образование и потому добившемся успеха.
Усилилось гуманистическое начало в литературе, человек воспринимается как активная личность, что соответствовало общему духу эпохи и тем задачам, которые стояли перед государством.; в связи с этим появляются новые жанры публицистики: ораторская проза, проекты, политические трактаты Рассуждение... о причинах Северной войны П. Шафирова; Правда воли монаршей Феофана Прокоповича.
Слайд 10Среди писателей петровского времени особое место принадлежит Ф. Прокоповичу - публицисту, поэту,
![Среди писателей петровского времени особое место принадлежит Ф. Прокоповичу - публицисту, поэту,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-9.jpg)
драматургу, теоретику литературы. Гуманистический характер взглядов Прокоповича на искусство выразился в том, что главным в поэзии он считал изображение человека, его деятельности и переживаний.
Главное направление общественной мысли России первой четверти ХVII в. состояло в осознании необходимости преодоления отсталости России. Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров и др. проповедовали необходимость укрепления самодержавной власти, проведения реформ, ведения военных действий для расширения и укрепления российских границ.
Слайд 11И.Т. Посошков (О скудости и богатстве 1724 г.) поддерживал формирование абсолютной монархии
![И.Т. Посошков (О скудости и богатстве 1724 г.) поддерживал формирование абсолютной монархии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-10.jpg)
в России. Он подчеркивал, что сильному государству необходимо развитие промышленности и торговли, отмечая помехи на пути промышленного развития, прежде всего, произвол чиновников и крепостное право, которое Посошков считал временным явлением: Крестьянам помещики - не вековые владельцы.
Слайд 12Архитектура
Строительство Петербурга, основанного в 1703 г., дало новый импульс в развитии архитектуры
![Архитектура Строительство Петербурга, основанного в 1703 г., дало новый импульс в развитии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-11.jpg)
в XVIII в. Первоначально была построена Петропавловская крепость (архитектор Д. Трезини), призванная защитить отвоеванные в ходе Северной войны земли. Спустя некоторое время Петербург стал столицей Российского государства и, при непосредственном участии Петра I, к 1725 г. приобрел облик европейского уровня.
Слайд 13В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке,
![В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-12.jpg)
характерной для древнерусских городов, пришли принципы регулярного градостроительства, которые в полной мере будут реализованы во второй половине XVIII в. при реконструкции провинциальных городов.
Привлечение иностранных мастеров явилось необходимым условием столь грандиозного строительства. Петр I приглашал архитекторов из Голландии, Франции, Италии, среди которых были выдающиеся мастера (Леблон, Трезини, Фонтана и др.).
Такое быстрое развитие имело свои издержки. Для того, чтобы сосредоточить все силы и средства для строительства нового города, царь приказал в 1714 г. запретить каменное строительство где бы то ни было, кроме новой столицы.
Слайд 14Еще до 1714 г. в Москве в начале XVIII в. строились здания
![Еще до 1714 г. в Москве в начале XVIII в. строились здания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-13.jpg)
Арсенала, Суконного и Монетного дворов, Лефортовского дворца, что свидетельствует о росте разнообразия светских построек, связанных с расширением общественной жизни.
Слайд 15Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были
![Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-14.jpg)
практичность, рациональность, отсутствие излишнего декоративного убранства. Появление этого стиля в России связано с личностью самого Петра I, принимавшего самое непосредственное участие в планировке и застройке новой столицы. Вкусы царя были ориентированы на искусство северных стран, в частности, Петербург застраивался по образцу Амстердама.
До нашего времени дошли выдающиеся памятники эпохи Петровского барокко, например: Петропавловский собор Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий (архитектор Трезини), Кунсткамера (Маттарнови и др.) и т.д.
Слайд 16Скульптура
Скульптура явилась новым жанром изобразительного искусства, появившимся в связи с усилившимся процессом
![Скульптура Скульптура явилась новым жанром изобразительного искусства, появившимся в связи с усилившимся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-15.jpg)
обмирщения и гуманизации культуры. Уже в указанный период получают распространение все виды скульптурного искусства: скульптурные портреты, триумфальные арки, ворота, украшенные скульптурой, садово-парковые скульптуры. Особое внимание следует обратить на развитие монументально-декоративной пластики: рельефы, горельефы и барельефы.
Слайд 17Прекрасными памятниками являются барельефы на стенах Летнего дворца в Петербурге, созданные немецким
![Прекрасными памятниками являются барельефы на стенах Летнего дворца в Петербурге, созданные немецким](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-16.jpg)
мастером А. Шлютером, петергофский Большой каскад и модели триумфальной колонны по поводу победы в Северной войне К.Б. Растрелли, работавшего и в портретном жанре. Растрелли создал бюст Петра I, бюст Меншикова и др.
В первой четверти XVIII в. наиболее характерным для этого вида искусства являлся стиль барокко.
Слайд 18Живопись
Новые тенденции в развитии живописи XVIII в. также были связаны с доминирующим
![Живопись Новые тенденции в развитии живописи XVIII в. также были связаны с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-17.jpg)
положением светских начал, влиянием западноевропейского искусства.
В начале XVIII в. по приглашению Петра I в Петербург приезжает большое количество западноевропейских художников, призванных осуществить грандиозные задачи императора по достижению в кратчайшие сроки уровня мировой художественной культуры.
Слайд 19Правда, далеко не все художники выполнили ту роль, которая им предназначалась. Среди
![Правда, далеко не все художники выполнили ту роль, которая им предназначалась. Среди](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-18.jpg)
тех, кто оказал влияние на развитие русского искусства этого времени следует назвать саксонца И.-Г. Таннауэра (портреты Петра I, царевича Алексея, графа П.А. Толстого и др.) и француза Л. Каравакка (портреты Петра I, его дочерей и др.).
Молодые русские художники получили высокопрофессиональную подготовку в Италии, Голландии и других странах, куда они направлялись на учебу по указу императора в качестве пенсионеров. Среди лучших были И. Никитин и А. Матвеев.
Слайд 20Портрет стал ведущим жанром русского изобразительного искусства и объясняется это тем, что
![Портрет стал ведущим жанром русского изобразительного искусства и объясняется это тем, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-19.jpg)
на протяжении веков единственным жанром была иконопись, отсюда сохранился интерес к внутреннему миру человека, его изображению. Если в начале столетия связь портрета с парсуной просматривается достаточно сильно, то уже в течение первых двух десятилетий художники упорно ищут новые методы, достигая значительных успехов.
Слайд 21Возникли и новые направления в развитии изобразительного искусства: сюжетно-историческая, мифологическая, пейзажная живопись.
![Возникли и новые направления в развитии изобразительного искусства: сюжетно-историческая, мифологическая, пейзажная живопись.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-20.jpg)
В петровскую эпоху появилась гравюра, бурное развитие которой было связано не только с художественными, но и агитационно-пропагандистскими моментами: с одного оригинала можно было делать несколько сот оттисков, что значительно удешевляло продукцию. Кроме того, сюжеты отличались актуальностью и злободневностью - это батальные сцены, официальные события, строительство Петербурга и т.д. Среди граверов наиболее известны А. Шхонебек, Питер Пикарт, братья Алексей и Иван Зубовы.
Слайд 22Театр
Петр I в нач. XVIII в. попытался использовать силу воздействия театральных зрелищ
![Театр Петр I в нач. XVIII в. попытался использовать силу воздействия театральных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-21.jpg)
в пропаганде внутренней и внешней политики, утверждении абсолютистской политики.
Общедоступный публичный театр был создан в 1702 г., когда в Москву пригласили труппу немецких актеров под руководством И. Кунста. Однако попытка была неудачной: сюжеты, ставившиеся в Комедийной хоромине, были чрезвычайно далеки от русской жизни, кроме того, плохой перевод не способствовал восприятию спектаклей.
Слайд 23Придворный любительский театр получил в это время широкое распространение, что соответствовало стремлению
![Придворный любительский театр получил в это время широкое распространение, что соответствовало стремлению](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346325/slide-22.jpg)
двора приобщиться к образу жизни западных вельмож. Однако он имел исключительно развлекательный характер и не мог решать серьезных проблем.
Школьный театр продолжал играть значительную роль. Используя сюжеты, главным образом, из русской истории, школьный театр способствовал воспитанию чувства патриотизма, ответственности. Лучшая из школьных драм - Владимир Ф. Прокоповича, впервые поставленная в театре Киевской духовной академии в 1705 г.