Русская культура в 17 веке

Содержание

Слайд 2

Архитектура.
Архитектурные сооружения XVII в. Отличаются большой живописностью.

Теремной дворец царя Алексея Михайловича

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. Отличаются большой живописностью. Теремной дворец царя Алексея
в Кремле,

Теремно́й дворе́ц — памятник русской архитектурыпамятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремлепамятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти теремапамятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в 1635памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в 1635—1636 годахпамятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в 1635—1636 годах по приказу царяпамятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Романовапамятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым. Это первые каменные покои в царском дворце.

Теремной дворец, вид с Моховой улицы

Крестовая, или Соборная, комната в Теремном дворце

Слайд 3

Новоиерусалимский монастырь, выстроен под Москвой патриархом Никоном.

Основан в 1656 годув 1656 году

Новоиерусалимский монастырь, выстроен под Москвой патриархом Никоном. Основан в 1656 годув 1656
патриархом Никономв 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово), купленных Никоном у стольникав 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово), купленных Никоном у стольника Романа Боборыкинав 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово), купленных Никоном у стольника Романа Боборыкина. Здесь патриарх неоднократно останавливался на ночлег, проезжая по старой Волоколамской дороге в Иверский монастырь. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. Под Москвой воссоздавался образ «Святой Земли» — «Русские Палестины».

Слайд 4

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием с шля, получившею название нарышкинского (по

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием с шля, получившею название нарышкинского (по
фамилии главных заказчиков) или московского барокко.
В этом стиле сооружены
надвратные церкви,
трапезная
и колокольня Новодевичьего монастыря

Колокольня с двумя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, ок. 1690 г.

Слайд 5

церковь Покрова в Филях

в 1690в 1690—1694 годахв 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкинав

церковь Покрова в Филях в 1690в 1690—1694 годахв 1690—1694 годах на средства
1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны)

Слайд 6

Для московскою барокко характерно:
*сочетание красного и белою цветов в убранстве зданий.
*Четко

Для московскою барокко характерно: *сочетание красного и белою цветов в убранстве зданий.
прослеживаются этажность построек, применение в качестве *декоративных украшений колонн, капителей и т. п.
Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при
украшении Архангельского собора Московского Кремля.
Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

Слайд 7

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество.
«Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники
дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское.
Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год

Слайд 8

Живопись.
Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником
XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.
Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году

Слайд 9

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С.
Ушакова, тесно связана
с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др.
Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, на-
писанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Парсуна Царя Алексея Михайловича Романова

Парсуна маслом на холсте с изображением церковных иерархов (Никон)

Слайд 10

Просвещение.

1. Азбука (букварь) Василия Бурцова
1637 год.

2.«Грамматика» Меле́тия Смотри́цкого

Грамматика. Москва. Печатный двор. 1648

Архиепископ

Просвещение. 1. Азбука (букварь) Василия Бурцова 1637 год. 2.«Грамматика» Меле́тия Смотри́цкого Грамматика.
Мелетий

Слайд 11

3. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение—

3. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение—
Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия».

Возглавили Академию
братья Софроний и Иоанникий Лихуды,
ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия).
Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Памятник Иоанникию и Софронию ЛихудамПамятник Иоанникию и Софронию Лихудам у собора Богоявленского монастыря

Слайд 12

4.Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы.
А) В 1648

4.Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. А) В 1648
г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.
Б) Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце
В) XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Слайд 13

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-с

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-с
годы) излагал события от
смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
А) Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей
«Временник дьяка Ивана Тимофеева»,
«Сказание Авраамия Палицына»,
«Иное сказание» и др.
была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Б) Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои.
В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов,
в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество.

Слайд 14

Новыми жанрами были:
В) мемуары («Житие протопопа Аввакума»)
Г) любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Был

Новыми жанрами были: В) мемуары («Житие протопопа Аввакума») Г) любовная лирика (Симеон
наставником детей русского царя Алексея МихайловичаБыл наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: АлексеяБыл наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, СофьиБыл наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Слайд 15

Д) Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения

Д) Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения
по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси.
В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как
учебник русской истории.

Архимандрит Инноке́нтий Ги́зель (нем. Innozenz Giesel, ок. 1600, ок. 1600, Пруссия, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября 1683, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября 1683, Киев, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября 1683, Киев) — архимандрит, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября 1683, Киев) — архимандрит Киево-Печерской лавры, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября 1683, Киев) — архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1656, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября 1683, Киев) — архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1656), ректор Киево-Братской коллегии.

Имя файла: Русская-культура-в-17-веке.pptx
Количество просмотров: 186
Количество скачиваний: 0