Содержание
- 2. Учебные цели. Изучив данную тему, вы: познакомитесь с лучшими представителями русской живописи сер. 19 – нач.
- 3. План урока. Художники-передвижники. Жанр ИЗО – историческая живопись. «Предания старины глубокой» В.М. Васнецова. Лик времени Ильи
- 4. 1. Художники-передвижники. Основано в 1870 г. в Петербурге по инициативе Крамского и др. Сформировалось под влиянием
- 5. 2. Жанр ИЗО – историческая живопись. Жанр (от фр. «род», «вид») – понятие, характеризующее предмет, выбранный
- 6. Исторический жанр сформировался в русском искусстве ко второй половине 19 века, зародился во второй половине 18
- 7. 3. «Предания старины глубокой…» В.М. Васнецова. «Без народной, природной почвы никакого искусства нет.» В. Васнецов. В.М.
- 8. В.М. Васнецов (1848 – 1926 гг.), выдающийся художник – передвижник, родился в селе Вятской губернии в
- 9. Васнецов исполнил свою картину «После побоища Игоря Святославича с половцами.» (1880) по мотивам выдающегося произведения древнерусской
- 10. «… Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы!..».
- 11. Поле битвы поднимается вверх от зрителя, занимая две трети холста. Небо низко срезано. Не видно ни
- 12. Художник эмоционально очень верно передал трагическую атмосферу события: сурова, молчалива природа, небо подернулось лиловыми тучами, кровавое
- 13. Два воина занимают в картине особое место. Васнецов выделил их на полотне светом, падающим как бы
- 14. Ожившие под кистью Васнецова «предания старины глубокой» так глубоко, так верно передают сущность исторического жанра, что
- 15. 4. Лик времени Ильи Репина. «Жизнь надо изображать такой, какой она есть, трепещущей борьбой против неправды,
- 16. Илья Ефимович Репин (1844 – 1933), выдающийся живописец, график, представитель демократического реализма, член ТПХВ (см. п.1).
- 17. В центре внимания Репина – человек; в основе его композиции – взаимодействие характеров, каждый из которых
- 18. Наиболее знаменита историческая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» (1881 – 1885 гг.). Громадных
- 19. Вот что рассказывал художник о работе над картиной: «Как-то в Москве в 1881 г., в один
- 20. Картина Репина воскрешает один из эпизодов русской истории 16 в. На полотне запечатлен тот миг, когда
- 21. Мрачная, вся в темных тонах приземистая комната – и два человека. В черном – царь, в
- 22. Смысл картины – страстный протест против жестокости, смертных приговоров, установленных самодержавием для революционеров. Такой картины русская
- 23. Будете в Третьяковской галерее в Москве – всмотритесь, вдумайтесь в лик времени, в его потрясающей и
- 24. 5. «Дела давно минувших дней…» в картинах В.И. Сурикова. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь».
- 25. Место Сурикова в истории русского искусства определяется основным жанром его творчества – историческая живопись. Новое понимание
- 26. Первое крупное произведение Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1878 – 1881).
- 27. На картине изображены последние минуты перед казнью стрельцов (восстания 1689 года). Красная площадь – в трагических
- 28. Белые рубахи осужденных, горящие свечи, узоры платьев, платки, мундиры, купола Василия Блаженного – все так гармонично
- 29. В напряженно-лирическом звучании ист. картины «Меньшиков в Березове» (1881 – 1883) Суриков показал трагедию друга и
- 30. Насыщенные краски картины, ее сдержанный колорит и цельная композиция передают трагическую напряженность обстановки: рядом с Меньшиковым
- 31. В 1887 г. Суриков закончил свое центральное произведение «Боярыня Морозова». Сюжетом ее стал увоз родственницы царя,
- 32. Диагональ композиции картины продумана таким образом, чтобы движение саней не казалось стремительным. Центр картины – образ
- 33. Тема ист. картины «Покорение Сибири Ермаком» (1892 – 1894) посвящена одному из знаменательных эпизодов становления русского
- 34. Небольшая наемная армия донских казаков в 1581 г. под водительством Ермака около столицы Сибирского ханства победила
- 35. Над головой Ермака полощется на ветру знамя, его воля объединила храбрых и суровых казаков – он
- 36. Героический переход совершили русские войска под командованием Суворова в 1799 г. Проявив беспримерное мужество и храбрость,
- 37. Посмотрите на лица солдат. Под ними -пропасть, с ними – любимый полководец. В солдатских лицах: мужество,
- 38. В своих картинах Суриков представил нам «дела давно минувших дней» такими живыми и полнокровными, что они
- 39. 6. Подведение итогов. Историческая русская живопись кон. 19 в. в творчестве Репина, Сурикова, Васнецова отличает: глубокий
- 40. 7. Вопросы для самопроверки (ответы запишите в тетрадь). Кто такие художники-передвижники? Какова основная задача ТПХВ? Назовите
- 41. В какую эпоху зародился исторический жанр в России? Перечислите картины ист. жанра В.М. Васнецова. Где родился
- 42. 8. Пейзажная живопись И.И. Левитана. «Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом,
- 43. Исаак Ильич Левитан (1861 – 1900), выдающийся русский живописец – пейзажист. Родился в Литве в семье
- 44. Настроением внутренней тревоги полна картина пейзаж, овеянный духом народной легенды, в произведении Левитана обрел значительный драматический
- 45. Сумерки. Тяжелые облака плывут по закатному небу. Кустарники и деревья как будто прячут кого-то. Кажется, что
- 46. Поэтичные раздумья о жизни отразились в одной из самых известных картин И.И. Левитана «Над вечным покоем»
- 47. На крутом берегу легкая и стройная старинная церквушка, ее окружает ветхий погост. Сумерки. Только в окнах
- 48. 9. Анализ картины «Золотая осень» И.И. Левитана. План.
- 49. Картина «Золотая осень» (1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени. Простым и
- 50. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева – березовая роща, справа
- 51. Мазки краски Левитан положил вертикально в плоскости движения воды. Вода здесь как бы вздыбилась, и только
- 52. Крутой пригорок, на котором растут тоненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие
- 53. Мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту земли, осенней
- 54. 10. Гений Врубеля. «Как «техника» есть только способность видеть, так «творчество» - глубоко чувствовать, а так
- 55. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – выдающийся русский живописец, график, скульптор. В историю русского искусства
- 56. Главной особенностью творчества Врубеля является стремление слить в нерасторжимом единстве реальное и фантастическое. Сказка занимала огромное
- 57. «Царевна-лебедь» (1900) – один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля.
- 58. Бледное лицо царевны с большими печальными глазами полно проникновенной грусти. Современники сравнивали ее с Девой-обидой, которая
- 59. Лучи заходящего солнца скользят по свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают нежно-розовые
- 60. Все окрашено сиреневым светом сумерек, и не сразу поймешь, что роскошный наряд красавицы – огромные белые
- 61. Портрет является одним из самых древних и сложных жанров ИЗО. В живописи портрет как самостоятельный жанр
- 62. Врубель создал ряд замечательных портретов, привлекающих духовной напряженностью и неповторимым цветовым звучанием. В соответствии с характером
- 63. В. Брюсов говорил, что он старается «остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем.» Врубель. «Портрет Брюсова»
- 64. В 1890-е годы Врубель работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, добился больших успехов в книжной иллюстрации.
- 65. 11. Заключение. Пейзажная живопись И.И. Левитана поднялась к невиданным выражениям, в образах природы, самых тонких человеческих
- 66. 12. Вопросы для самопроверки (ответы запишите в тетрадь). 11. Кто такой И.И. Левитан? 12. Природу какой
- 67. 13. Практическая работа. Составьте письменный рассказ по исторической картине И. Репина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану.»
- 68. 14. Домашнее задание. Проанализировать картины по выбору: «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану.» И. Репина. План.
- 69. Иллюстрации М.А. Врубеля к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
- 70. «Девочка с персиками» В.А. Серова.
- 71. 15. Список дополнительной литературы для самообразования. И.И. Комарова, Н.Л. Железнова. Художники. – М. : Рипол классик,
- 72. 16. Ответы для самопроверки (сравните с записями в тетради). Передвижники – это члены ПТХВ. Идейно-эстетическое воспитание
- 73. 6. В эпоху классицизма. 7. «После побоища…», «Баян», «Богатыри» и др. 8. На Украине в Харьковской
- 74. 11. И.И. Левитан – выдающийся русский пейзажист. 12. Природу средней полосы России. 13. «У омута», «Над
- 75. В презентации использованы фотографии и картинки из Интернета. http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.radmuseumart.ru/images/self/retrofoto5.jpg&imgrefurl; http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://bibliotekar.ru/rusVasnecov/41.files/image001.jpg&imgrefurl ; http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://bibliotekar.ru/rusVasnecov/index.files/image002.jpg&imgrefurl=http://bibliotekar.ru/rusVasnecov/index.htm&h; http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.moskvagorod.ru/images/vasnetsov2b.jpg&imgrefurl=http://www.moskvagorod.ru/peoples/&h ; http://www.rustrana.ru/gallery_images/342/repin100.jpg; http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://213.145.131.98/downloads/book_iv/image001-1856.jpg&imgrefurl;
- 77. Скачать презентацию