Слайд 2Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной
фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Слайд 3Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению,
только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Слайд 4Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо
за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Слайд 5Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг
в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Слайд 6Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом
токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.
Слайд 8Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это
семейство спелёнутый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.
Слайд 10Об изготовлении матрёшек
Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы.
Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!
Слайд 12
Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для
росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек.
Слайд 14Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже
потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок
Слайд 16Виды матрёшек
Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. В начале ХХ века учебно-показательная мастерская
в Сергиевом Посаде стала выпускать расписанную гуашью и покрытую лаком деревянную матрёшку. Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий
Слайд 18В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской
губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой тулова, а также они ярче раскрашены. Мастерицы придавали им образ бойкой нарядной девушки в цветастой шали и красивом переднике. Расписывали их анилиновыми красителями, которые, к сожалению, быстро выцветают.
Слайд 20Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по
формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.
Слайд 22Калининские матрёшки
Своеобразна форма калининских матрёшек. Они более вытянуты, чем Сергиево-Посадские, в них
не столь чётко выявлены переходы от нижней части фигурки к верхней. Калининской матрёшке придаёт своеобразие роспись, техника которой была тоже заимствована в Сергиевом Посаде. Однако благодаря небольшим размерам фигурок чёткие линии рисунка, нанесённые выжигательной иглой и углублённые в древесину, приобрели дополнительное декоративное звучание, обогатившее цветовую гамму росписи.
Слайд 24Современные кировские матрёшки
Современные кировские матрёшки выпускаются двух видов: расписные и дополнительно украшенные
соломкой и традиционной формы, с выявлением очертаний головки, плечиков и с туловом конусовидного типа.