Слайд 2Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis — кровь) — материал для рисования,
![Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis — кровь) — материал для рисования,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-1.jpg)
изготовляемый преимущественно в виде палочек. Существует два вида сангины: натуральная и искусственная. Последнюю выделывают из каолина и окиси железа. Сангине обыкновенно придается вид четырехгранных карандашей, не имеющих деревянной оправы.
Слайд 3Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её
![Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-2.jpg)
помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и таким образом варьировать толщину и плотность штриха. Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв.
Слайд 4Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII веках в рисунках с натуры
![Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII веках в рисунках с натуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-3.jpg)
и портретах (П.Рубенс, А. Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден). Часто к ней обращались художники начала XX века. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего -портреты работы К. Сомова, М.Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева).
Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Рисунки сангиной недолговечны, поскольку она может осыпаться с бумаги, поэтому желательно их экспонировать под стеклом или закреплять.
Слайд 5Известен этот материал еще с античных времен, но широкое распространение он получил
![Известен этот материал еще с античных времен, но широкое распространение он получил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-4.jpg)
только в эпоху Возрождения. Технику «трех карандашей» художники начали использовать именно в то время. Рисунок наносился сангиной, углем или сепией на тонированную бумагу, после чего необходимые участки высветляли белым мелом. Данная техника пользуется популярностью и в современном мире: считается, что работы в этой технике являются наиболее удачными.
Слайд 6Бумага для рисования сангиной.
Чтобы раскрыть все достоинства сангины, необходимо правильно подобрать бумагу
![Бумага для рисования сангиной. Чтобы раскрыть все достоинства сангины, необходимо правильно подобрать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-5.jpg)
для изображения. Лучше всего подойдет фактурный, достаточно плотный материал. Чем больше зернистость выбранной бумаги, тем более неоднородной будет получаться линия. Тонированная бумага сделает рисунок более эффектным: нужно подобрать оттенок сангины так, чтобы он сочетался с тоном бумаги. Для этого необходимо сделать на обратной стороне листа несколько пробных штрихов.
Слайд 7Сангина: цветовая гамма.
Цветовая гамма этого материала дает широкие возможности: рисунки человеческого тела,
![Сангина: цветовая гамма. Цветовая гамма этого материала дает широкие возможности: рисунки человеческого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-6.jpg)
портреты и пейзажи, выполненные сангиной, получаются очень естественными. Для этого необходимо выбрать цвет, который наилучшим образом отвечает натуре. Так, обнаженная натура удачнее получается в красноватых тонах, а пейзажные зарисовки – в серовато-коричневых. Выигрышно смотрится и сочетание холодных и теплых тонов: для этого сангину комбинируют с углем.
Слайд 8Техника работы с материалом.
Сангиной рисуют на шероховатой бумаге, плотном картоне или
![Техника работы с материалом. Сангиной рисуют на шероховатой бумаге, плотном картоне или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-7.jpg)
холсте. Основной техникой рисования является сочетание тонких линий растушевки, широких мазков и пятен различной интенсивности. Работы, выполненные этим материалом, крайне живописны за счет вариации толщины штриха, разнообразия пятен и возможность избавится от неправильно проведенной линии. Благодаря различной толщине граней мелка есть возможность проводить различные линии: особенно это помогает при создании быстрого наброска. Коричнево-красный оттенок сангины достаточно естественен и деликатен для изображения оттенка кожи. Однако материал подойдет и для иных типов рисунка, будь то пейзаж или натюрморт. Для использования сангины необходимо запомнить несколько правил его применения: рисунки выполняются либо исключительно сангиной – тогда работа ведется только штрихом без растушевки, либо в сочетании с карандашом черного цвета – тогда в работе применяется растушевка. В первом случае изображение получается в коричневых тонах, во втором – преобладает красный оттенок.
Слайд 9Сочетание сангины и черного карандаша на белой бумаге создает тона, близкие к
![Сочетание сангины и черного карандаша на белой бумаге создает тона, близкие к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-8.jpg)
тону тела: краски, так необходимые в этом случае, налицо. Красная и желтая заключается в самой сангине, белая – в бумаге, а множество переходных и составных оттенков создает смесь материалов. В большинстве случаев рисунок сразу наносится мелками. Приоритет отдается наброскам, так как сангина не требует идеальной точности при построении.
Слайд 10Основной способ создания работы с помощью сангины - штриховка. Для этого равномерно
![Основной способ создания работы с помощью сангины - штриховка. Для этого равномерно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-9.jpg)
накладывают штрихи на лист, расчерченный на одинаковые квадраты. Первый квадрат заполняется вертикальной штриховкой, второй – горизонтальной. Далее накладываются штрихи полукругом или в разных направлениях. Чтобы определить толщину линии, обычно проводят по бумаге острой гранью мелка так, чтобы получился тонкий отрезок, а также плоской стороной и боковиной.
Разная насыщенность тона, регулируется силой нажима на материал. Линию можно растирать специальной растиркой, ватной палочкой или пальцем: так меняются прозрачность слоя и глубина цвета. Создавая работу с помощью сангины, можно использовать либо только один из способов, растирку или штриховку, либо их сочетание. Напомним, что этот материал хорошо комбинировать с углем или белым мелом. Первым можно затемнить определенные участки, а вторым – высветлить.
Слайд 11Фиксация сангины.
Сангина для рисования, в принципе, не требует фиксации на
![Фиксация сангины. Сангина для рисования, в принципе, не требует фиксации на бумаге,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-10.jpg)
бумаге, холсте или картоне специальными фиксативами. Однако чтобы рисунок был более долговечен, можно поместить его под стекло, либо закрепить фиксативом либо можно переложить листы калькой.
К свойствам сангины относится то, что она отлично "справляется" с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа, что значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.
Слайд 12Кроме того, сангиной можно рисовать сухим и мокрым способом. Так, сначала выполняется
![Кроме того, сангиной можно рисовать сухим и мокрым способом. Так, сначала выполняется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-11.jpg)
рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.
Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем, что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.
Слайд 13 Сангиной работали Ренуар, Микеланджело, Моне, Рембрандт, Леонардо да Винчи, Рафаэль –
![Сангиной работали Ренуар, Микеланджело, Моне, Рембрандт, Леонардо да Винчи, Рафаэль – все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/958626/slide-12.jpg)
все они создавали им свои гениальные творения. Сангина для рисования использовалась великими русскими художниками, например, Валентином Серовым, Карлом Брюлловым и многими другими.