«Серебряный век» русской литературы

Содержание

Слайд 2

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и
обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий».
Н.А.Бердяев

Слайд 3

Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, проявившееся в философии,

Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, проявившееся в философии,
искусстве, литературе.
Термин «серебряный век» впервые появился в работах философа Н.Бердяева, но окончательное оформление получил в 60-е годы, когда критик С.Маковский ввел его в литературный оборот.
Традиционно «серебряным веком» русской поэзии» в сравнении с «золотым» , пушкинским, принято считать конец XIX – начало XX столетия.

Слайд 4

Н.Бердяев

Н.Бердяев

Слайд 5

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала
«серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Слайд 6

Для поэзии серебряного века характерно:

Смещение поэтических акцентов: не «социальное», а «вечное» становится

Для поэзии серебряного века характерно: Смещение поэтических акцентов: не «социальное», а «вечное»
главным мотивом творчества поэтов (любовь, красота, творчество, жизнь и смерть);
Лирический герой многолик (л.г. Играет множество ролей и меняет множество сценических масок);
Основной объект – сложный и противоречивый мир человеческой души.

Слайд 7

Литературные направления «серебряного века»

Литературные направления «серебряного века»

Слайд 8

Символизм

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно

Символизм Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено
на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Слайд 9

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов
античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.

Слайд 10

В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.

В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.

Одилон Редон.

В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г. В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.
«Глаз как шар». Уголь. Около 1890.

Слайд 11

Поэты-символисты

Поэты-символисты

Слайд 12

А.Белый

А.Блок

А.Белый А.Блок

Слайд 13

В.Брюсов

З.Гиппиус

В.Брюсов З.Гиппиус

Слайд 14

Ф.Сологуб

Ф.Сологуб

Слайд 15

Акмеизм

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё)

Акмеизм Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,
— одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Слайд 16

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но
если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Слайд 17

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей

Основные принципы акмеизма: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 18

Поэты-акмеисты

Поэты-акмеисты

Слайд 19

А.Ахматова

Н.Гумилев

А.Ахматова Н.Гумилев

Слайд 20

О.Мандельштам

М.Лозинский

О.Мандельштам М.Лозинский

Слайд 21

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве

Футуризм Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское направление в европейском
1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.

Слайд 22

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза
искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего

Слайд 23

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Футуризм Кубофутуризм Эгофутуризм

Слайд 24

Кубофутуризм

Кубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного

Кубофутуризм Кубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского
авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени)

Пабло Пикассо.«Дама с веером»

Слайд 25

Поэты-футуристы

Поэты-футуристы

Слайд 26

В.Маяковский

В.Хлебников

В.Маяковский В.Хлебников

Слайд 27

И.Северянин

В.Каменский

И.Северянин В.Каменский
Имя файла: «Серебряный-век»-русской-литературы.pptx
Количество просмотров: 170
Количество скачиваний: 1