Содержание
- 2. Содержание Жизнь и творчество 4-15 Анализ стихотворений 16-28 Заключение 29 Вступление 3 Использованная литература 30
- 3. Сергей Александрович Есенин 03.10.1895 - 28.12.1925 «…Есенин был единственным из современных поэтов, который подчинил всю свою
- 4. Жизнь и творчество Сергея Есенина Периоды: Детство. Юность Литературный дебют. Успех Служба в армии «Радуница» Революция
- 5. Детство. Юность Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные
- 6. Литературный дебют. Успех С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С.
- 7. Служба в армии В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей
- 8. "Радуница" Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей
- 9. В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм
- 10. Имажинизм Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым,
- 11. "Москва кабацкая" В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920
- 12. Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода
- 13. Стихи последних лет На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином...
- 14. Трагический финал Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую
- 15. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего
- 16. Анализ стихотворений последних лет Содержание «Не жалею, не зову, не плачу…» «Отговорила роща золотая…» Заключительная часть
- 18. «Не жалею, не зову, не плачу…» Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с
- 19. "Не жалею, не зову, не плачу..." - одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникнуто лиризмом,
- 20. «Отговорила роща золотая…» Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют
- 21. Е. Винокуров справедливо заметил, что всё творчество Сергея Есенина – это одно произведение, центр которого сам
- 22. Показательно, что первое слово стихотворения – «отговорила» - глагол совершенного вида, обозначающий завершенное действие. Отговорила роща
- 23. Вторая строфа – пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека: Кого жалеть? Ведь каждый в
- 24. В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то далеко, на горизонте, появляется одинокая фигура лирического героя
- 25. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. Трижды повторенное отрицание «не жаль»
- 26. «Но никого не может он согреть…» И вдруг – в пятой строфе – резко меняется эмоциональная
- 27. Начало
- 28. Есенин, выразивший своей поэзией "неисчерпаемую "печаль полей", любовь ко всему живому в мире и милосердие..." -
- 30. Скачать презентацию
Слайд 2Содержание
Жизнь и творчество 4-15
Анализ стихотворений 16-28
Заключение 29
Вступление 3
Использованная литература 30
Содержание
Жизнь и творчество 4-15
Анализ стихотворений 16-28
Заключение 29
Вступление 3
Использованная литература 30
Слайд 3Сергей Александрович Есенин
03.10.1895 - 28.12.1925
«…Есенин был единственным из современных
Сергей Александрович Есенин
03.10.1895 - 28.12.1925
«…Есенин был единственным из современных
(С. М. Городецкий из воспоминаний «О Сергее Есенине»)
Содержание
Слайд 4Жизнь и творчество
Сергея Есенина
Периоды:
Детство. Юность
Литературный дебют. Успех
Служба в армии
«Радуница»
Революция
Имажинизм
«Москва Кабацкая»
Айседора
Стихи последних
Жизнь и творчество
Сергея Есенина
Периоды:
Детство. Юность
Литературный дебют. Успех
Служба в армии
«Радуница»
Революция
Имажинизм
«Москва Кабацкая»
Айседора
Стихи последних
Трагический финал
Содержание
Слайд 5Детство. Юность
Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди
Детство. Юность
Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди
С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты".
Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.
В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).
Начало
Слайд 6Литературный дебют.
Успех
С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В.
Литературный дебют.
Успех
С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В.
Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
С. А. Есенин. 1914г.
С.А. Есенин и
С.М. Городецкий.
1915 год.
Н. С. Гумилев
Начало
Слайд 7Служба в армии
В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию,
Служба в армии
В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию,
Это позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете.
Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.
Начало
Слайд 8"Радуница"
Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в
"Радуница"
Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в
О своем первом сборнике Есенин не раз упомянет в автобиографиях:
«Книга вышла через год, как появились в Петрограде стихи, под названием „Радуница“, издание Аверьянова 1916 г.»; «...появилась моя первая книга „Радуница“. О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант.
Я знал это лучше других».
Есенин, VII (1), 7; 12.
Начало
Слайд 9В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он
В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он
Революция
Кантата
Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.
Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц...
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.
Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот...
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.
<1918>
Начало
Слайд 10Имажинизм
Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г.
Имажинизм
Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г.
Начало
Слайд 11"Москва кабацкая"
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного
"Москва кабацкая"
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного
В сборнике "Москва кабацкая" целый цикл стихов под названием "Любовь хулигана" Есенин посвятил Миклашевской. Он состоял из семи стихотворений: "Заметался пожар голубой...", "Пускай ты выпита другим...", "Ты такая ж простая, как все...", "Дорогая, сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Ты прохладой меня не мучай...", "Вечер черные брови насопил..."
В журнале "Красная нива" в номере от 14 октября 1923 г. появилось первое стихотворение, посвященное ей "Заметался пожар голубой..."
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
... Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Начало
Слайд 12Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень
Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень
Айседора
Начало
Слайд 13Стихи последних лет
На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием
Стихи последних лет
На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием
Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : "Русь Советская" "Русь уходящая". Намеченный еще в стихотворении "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового ("красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
Начало
Слайд 14Трагический финал
Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в
Трагический финал
Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в
В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой.
Слайд 15Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации
Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации
Пусть для сердца тягуче колка
Эта песня звериных прав!..
... Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав...
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты недаром даешься ножу!
Как и ты, я, отовсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты - я всегда наготове.
И хоть слышу победный рожок,
Но опробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу...
Все же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
Начало
Слайд 16Анализ стихотворений
последних лет
Содержание
«Не жалею, не зову, не плачу…»
«Отговорила роща золотая…»
Заключительная часть
Вступительная
Анализ стихотворений
последних лет
Содержание
«Не жалею, не зову, не плачу…»
«Отговорила роща золотая…»
Заключительная часть
Вступительная
Слайд 18«Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921
Начало
Анализ стихотворения
Слайд 19"Не жалею, не зову, не плачу..." - одна из вершин есенинской поэзии.
"Не жалею, не зову, не плачу..." - одна из вершин есенинской поэзии.
Содержание стихотворения и конкретно, и условно одновременно. Рядом с поэтическими деталями земного мира ("белых яблонь дым", "страна березового ситца", "весенней гулкой ранью") - образ мифологический, символический - образ розового коня. Розовый конь - символ восхода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песнь, благословение всего живого.
Начало
Слайд 20«Отговорила роща золотая…»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
«Отговорила роща золотая…»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924
Начало
Анализ стихотворения
Слайд 21Е. Винокуров справедливо заметил, что всё творчество Сергея Есенина – это одно
Е. Винокуров справедливо заметил, что всё творчество Сергея Есенина – это одно
Стихотворение – пример так называемой медитативной лирики (медитация – углубленное размышление, погружение в себя), его сюжет – движение чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни.
Слайд 22Показательно, что первое слово стихотворения – «отговорила» - глагол совершенного вида, обозначающий
Показательно, что первое слово стихотворения – «отговорила» - глагол совершенного вида, обозначающий
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
В первой строфе дан не корректный, тщательно выписанный, а как бы обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли.… Это лишь набросок, эскиз, детали которого нет надобности прорисовывать, так как главное не в них, а в настрое души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: «роща золотая», «березовым, веселым языком». «Печально пролетая» - так может сказать только человек.
Слайд 23Вторая строфа – пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:
Кого жалеть?
Вторая строфа – пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:
Кого жалеть?
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа, - на этот раз спутники не только лирического героя, но и каждого человека. (Обращает на себя внимание необычный эпитет «широкий месяц».)
Слайд 24В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то далеко, на горизонте, появляется
В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то далеко, на горизонте, появляется
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
«Золотая» юность героя, так же как и роща, «отговорила веселым языком».
Слайд 25Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Трижды повторенное
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Трижды повторенное
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Слайд 26«Но никого не может он согреть…» И вдруг – в пятой строфе
«Но никого не может он согреть…» И вдруг – в пятой строфе
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Откуда же у поэта уверенность в том, что все не напрасно?
«Рябиновый костер» - так Есенин хотел назвать один из своих последних сборников. Лирический герой поэта постоянно сравнивает себя с деревом («Я хотел бы стать как дерево, / При дороге на одной ноге»), цветком («Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую»), а свою душу поэта – с яблоней, осыпающейся золотыми плодами волшебных образов:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать.
Строки «Как дерево роняет листья, / Так я роняю грустные слова» возвращают нас к началу стихотворения. «Роща золотая» - это и сам поэт, и его поэзия. (Потому и «не обгорят рябиновые кисти» и «не пропадет трава».) Для Есенина поэзия – это прекрасный сад (роща), где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком.
Слайд 27Начало
Начало
Слайд 28Есенин, выразивший своей поэзией "неисчерпаемую "печаль полей", любовь ко всему живому в
Есенин, выразивший своей поэзией "неисчерпаемую "печаль полей", любовь ко всему живому в
Содержание
Конец