Слайд 2СИММЕТРИЯ
в русском орнаменте
Слайд 3"Человек по природе своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится
вносить в свою жизнь красоту. Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду." М.Горький
Слайд 4Наша страна богата талантами. Многие виды народного
искусства широко известны и высоко ценимы
не только
у нас, но и за рубежом. Это палехская и мстерская миниа-
тюра, расписные матрешки Полхова Майдана, богород-
ская деревянная игрушка, жостовские подносы и многое,
многое другое.
В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине,
на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих по-
верий и легенд, народного эпоса и сказок. Каждый из нас
хотя бы раз в жизни видел вышитое полотенце, русскую
рубаху, расшитый узорами девичий сарафан…Как нам
сохранить и оставить для потомков эту красоту? Для
этого надо суметь многое понять в нашем прошлом.
Почему старинные русские орнаменты выглядят такими
нарядными, что обозначают вышитые непонятные птицы,
деревья, диковинные цветы и травы, по каким законам
выстроен сам орнамент – на эти и некоторые другие во-
просы я попытался ответить в своей работе.
Слайд 5Симметрия в геометрии – свойство
геометрических фигур.
Точки А и А1 называются
симметричными
относительно
Точки О (центр симметрии),
если О – середина отрезка АА1.
Точка О считается симметричной
самой себе.
Точки А и А1 называются симметричными
относительно прямой «а»(ось симметрии),
если прямая «а» проходит через середину
отрезка АА1 и перпендикулярна к этому
отрезку. Каждая точка прямой «а» считается
симметричной самой себе.
Точки А и А1 называются симметричными
относительно плоскости «альфа»(плос--
кость симметрии), если плоскость «альфа»
проходит через середину отрезка АА1 и
перпендикулярна к этому отрезку. каждая
точка плоскости «альфа» считается симмет-
ричной самой себе.
Слайд 6Точка(прямая, плоскость) называется центром
(осью, плоскостью) симметрии фигуры, если
Каждая точка фигуры симметрична
относи-
тельно нее некоторой точке той же фигуры.
Если фигура имеет центр(ось,плоскость) сим-
метрии, то говорят, что она обладает цен-
тральной (осевой, зеркальной) симметрией.
Фигура может иметь один или несколько
центров (осей, плоскостей) симметрии.
Симметрия – это определенный пространст-
венный порядок, математически точная за-
кономерность в расположении предметов
кли их частей.
Слайд 7В искусстве симметрия получила распрстра-
нение как один из видов гармоничной компози-
ции. Она
свойственна произведениям архитек-
туры и декоративно-прикладного искусства.
Симметрия является своеобразной мерой кра-
соты и гармонии окружающего нас мира.
Выдающийся математик 20 века Герман Вейль
в своей работе «Симметрия» уделил особое вни-
мание орнаментальной симметрии. Он показал,
что в основе принципов любой орнаментальной
композиции лежат общие положения фундамен-
тальных математических структур, и связал
орнаментальную симметрию с дискретными
группами движений на плоскости.
Слайд 8Существует несколько видов симмет-
рии. Чаще всего мы встречаемся с
зеркальной симметрией. Она
присуща
телу человека и большинства живот-
ных, многим предметам, которыми мы
пользуемся, широко применяется в
искусстве.
Если какой-либо предмет или плоскую
фигуру можно разделить плоскостью
на две половины таким образом, что-
бы одна половина, отразившись в этой
плоскости, как в зеркале, повторила
другую, то они обладают зеркальной
симметрией. Зеркальная симметрия
бытовых предметов подчеркивается
орнаментом, построенным по тому
же принципу. Плоскости симметрии
предмета и орнамента совпадают.
Слайд 9Например, эта декоративная вырезка
из бумаги, созданная народным масте-
ром. Орнамент вырезан из сложенно-
го
вдвое листка цветной бумаги –
простейший способ добиться зеркаль-
ной симметрии.
Слайд 10Еще один вид симметрии, посто-
янно встречающийся в народном
творчестве – перенос или
трансляция.
Симметричные эле-
менты могут быть совмещены
друг с другом при перемещении
вдоль прямолинейной оси на
отрезок определенной длины.
Каждый из рисунков этих орна-
ментов состоит из ряда одина-
ковых изображений. Можно ска-
зать, что эти рисунки образова-
ны повторением определенного
мотива или его переносом на
равные отрезки.
Слайд 11Орнамент – огромная и очень
своеобразная область художест-
венной культуры. По определе-
нию, это
узор, состоящий из
повторяющихся ритмически упо-
рядоченных элементов. Он пред-
назначен для украшения различ-
ных предметов (посуды, текст.
изделий,оружия и т.д.) архитек-
турных сооружений, произведе-
ний прикладного искусства. Он
связан с поверхностью (плоско-
стью), которую украшает и зри-
тельно организует, а своей фор-
мой и цветом выявляет и подчер-
кивает особенности предмета,
природную красоту материала.
Слайд 12Основной признак орнамента как средства
украшения – подчиненность образу, форме и
назначению украшаемого
предмета.
Орнамент не может существовать
самостоятельно, вне этого предмета. В
построении орнамента обычно используют
принцип симметрии, приемы ритмических
повторов одного или нескольких элементов
(раппорт). Орнамент можно продолжить в
обе стороны, даже если его первоначальная
композиция ограничена, замкнута.
Элементы, образующие орнамент, могут
более или менее точно воспроизводить
действительность, но чаще всего
подвергаются переработке, стилизации,
декоративному обобщению.
Слайд 13ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРНАМЕНТА
В СОВРЕМЕННОМ
СЦЕНИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ
Слайд 15В народном творчестве, где орнамент нашел наиболь-
шее распространение, постепенно складывались устой-
чивые формы
и принципы построения орнамента, во
многом определившие национальные художественные
традиции разных народов. Каждая эпоха, каждый стиль
в архитектуре, каждая национальная культура вырабо-
тали свою систему орнамента (мотивы, формы, распо-
ложение на украшаемой поверхности), поэтому часто
по орнаменту можно определить, к какому времени и к
какой стране относится то или иное произведение
искусства. Русский орнамент (наряду с историческим и
культурным значением) особенно интересен в этом
смысле, так как имеет своеобразные математические,
цветовые и символические особенности.
Слайд 16Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера
хорошо знали о воздействии цвета не
только на зрение, но и
на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом
в сознании человека нередко ассоциируются определенные явле-
ния, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы
в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному
цвету. Именно с ним связывается представление о радости, ве-
селье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассо-
циации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Слайд 17Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси.
Для русского орнамента характерны как геометрические
и
растительные формы, так и изображения птиц, зверей и
человеческих фигур. Во взаимном расположении повторяю-
щихся фигур русского орнамента в основном участвуют
всего три вида симметрии: 1 – это последовательное распо-
ложение в линию - переносная симмметрия
Слайд 18Зеркальное отражение – зеркальная симметрия
Слайд 19И поворот вокруг общего центра – поворотная симметрия.
Количество фигур в полном обороте
определяет порядок по-
воротной симметрии. В орнаменте на плоскости встречает-
ся поворотная симметрия 2-го, 3-го и 6-го порядков. В соот-
ветствии с порядком поворотной симметрии фигуры орна-
мента относительно друг друга повернуты на 180, 120, 90 или
60 градусов.
Слайд 20Считается, что орнаменты, сочетающие зеркальную и по-
воротную симметрии 4-го порядка, вызывают состояние
покоя. Прямые углы по опыту людей отвечают устойчиво-
му равновесию: спокойная водная гладь и отраженные в
ней вертикальные стволы деревьев, угол между полом и
стенами в комнате, прямоугольные формы зданий.
Слайд 21Давно замечено, что в вы-
шивках нет ничего случай-
ного. В основу древнесла-
вянского орнамента
легли
универсальные представ-
ления наших далеких пред-
ков о мире. Эти представ-
ления нашли отражения в
мотивах, характерных для
русского орнамента и рус-
ких узоров. Эти символы с
скрывают особый смысл,
который мы, к сожалению,
уже не всегда можем прочи-
тать.. В орнаменте человек
выразил свои представления
о космосе, жизни, любви к при
роде и человеку, о счастье.
В народном творчестве
мотивы орнамента запечат
лели поэтическое отношение к миру.
Слайд 22Для русского орнамента характерными являются также
мотивы:
"обереговых "знаков , которые наносились на одежду,
предметы
быта и различные детали жилища;
мотивы "плетенки", которые трактовались как знаки
воды;
- мотив древней богини Мокоши (как представление о
Великой Праматери);
-мотив "древа жизни";
-мотивы "солярных" (солнечных) знаков.
Так, например, прямая линия в орнаментах многих наро-
дов означает землю, а волнистая – воду. Сочетание
этих линий, расположенных горизонтально в русском
орнаменте - символ "мать-сыра земля", расположенных
вертикально или горизонтально – символ дождя. Ромб –
символ поля, точка в нем – зерно, а в целом - символ за-
сеянного поля.
Слайд 24Заклинательным обереговым орна-
ментом украшались все проемы, че-
рез которые могли проникнуть к че-
ловеку
злые духи. Важно было защи-
тить те места, где кончалась закол-
дованная ткань одежды и начиналось
тело человека – рукава, плечи и во-
рот обычно расшивали красными
нитками. Часто украшали и подол.
Сама ткань считалась непроницае-
мой для духов зла, т.к. в ее изготов-
лении участвовали предметы, изо-
бильно снабженные магическим ор-
наментом (трепало, прялка, ткац-
кий станок).
Слайд 25Завершает ансамбль русского костю-
ма головной убор. У девушек это
может быть только перевязка,
остав-
ляющая верх головы не закрытым, а
замужние женщины носили кокош-
ники, расшитые золотой нитью и
речным жемчугом.
Слайд 26В качестве оберегов часто высту-
пают фигуры с центральной сим-
метрией, например круг и
правиль-
ный шестиугольник. У древних
славян эти фигуры являлись обе-
регами от грозы, они называются
"солярными " знаками. Движение
солнца передают в орнаменте зна-
ком, который нам известен как
свастика. Для солнечных знаков
характерна поворотная симмет-
рия разного порядка. Наиболее рас-
пространенными являются круг,
разделенный радиусами на равные
секторы, а также круг с крестом
внутри. "Бегущее" солнце изобра-
жает круг с расходящимися от
центра дугообразными линиями.
Слайд 27Земля изображалась прямоугольником,
разделенном диагоналями на 4 части,
с повторяющимся в них рисунком.
Здесь также
мы наблюдаем осевую
симметрию в сочетании с централь-
ной. Эти же виды симметрии преоб-
ладают в изображениях растительно-
го мира.
Слайд 28Водная стихия представ-
лена обычно рядами чер-
точек и точек, воспроиз-
водящими дождевые кап-
ли и
зигзагообразными
линиями (пример перенос-
ной симметрии). Такой
мотив типичен для налич-
ников окон.
Слайд 29Таким образом, описание
отдельных русских орна-
ментальных мотивов и
схемы их расположения на
деталях жилища, предме-
тах
украшения, одежды и
быта наглядно демонстри-
рует присутствие в них
центральной, поворотной,
переносной, осевой и зер-
кальной видов симметрии,
которые являются причи-
ной эстетической привле-
кательности русского ор-
намента.
Слайд 30К сожалению, до наших дней сохра-
нился только единственный пред-
мет из языческого прошлого
– это
рушник. Он без перерыва тради-
ции используется в народном бы-
ту по своему прямому назначению
защищать святые углы, божни-
цы, дверные и оконные проемы,
свадьбы, праздники, похороны
своими магическими изображени-
ями и оберегами от сглаза, "уро-
ка" и любой порчи и быть приста-
нищем душ умерших родичей. Во
многом именно благодаря сохра-
нившимся в русских деревнях
рушникам со старинной вышив-
кой мы можем совершить экскур-
сию в наше далекое прошлое.
Слайд 31Перед вами авторские работы,
выполненные
Васильевой
Александрой
Ивановной,
матерью
педагога
И. М. Колычевой
Слайд 37Чтобы народное искусство жило, нужно, чтобы оно находилось
в чутких руках. Все тоньше
и тоньше нити, связывающие нас
с искусством далеких предков. Вот и древнерусский орнамент
может уйти из нашей жизни, лишив ее чего-то важного.
Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духов-
ные, художественные традиции народа мы не имеем права.
Именно уважение к этим традициям называется патриотиз-
мом, с него начинается в нас чувство Родины.