Символизм и модерн

Содержание

Слайд 2

Разные национальные варианты
Более однородно, чем реализм
Вневременные образы, переработанные фантазией
Мифы, легенды, сказки народов

Разные национальные варианты Более однородно, чем реализм Вневременные образы, переработанные фантазией Мифы,
мира сплавлялись с реальностью
Настроение меланхолическое – усталость от жизни («декаданс» - упадок)

Слайд 3

Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и

Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее
достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Символизм

Слайд 4

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», —

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном
опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти.»

Возникновение

Слайд 5

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных,

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний,
смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

Возникновение

Слайд 6

Основа творчества – образ-символ, иносказательное выражение скрытого смысла произведения.
По своей сути –

Основа творчества – образ-символ, иносказательное выражение скрытого смысла произведения. По своей сути
индивидуалистическое, то есть неприятие буржуазной действительности.
Символистические образы стали воплощением гуманистических идеалов

СИМВОЛИЗМ

Слайд 7

Предполагала все видимое, все сущее тайными знаками и шифрами вечных, вневременных идей
Искусство

Предполагала все видимое, все сущее тайными знаками и шифрами вечных, вневременных идей
– их интуитивное постижение сквозь внешние покровы
Поэзия – музыка стиха, подтекст поэтического слова, окруженный облаком смутных ассоциаций
ИЗО – очертания предметов, подчеркнутая асимметрия, замена реальных персонажей фантастическими, вымышленными.
Эти тенденции легли в основы модерна

Доктрина

Слайд 8

Формирование 1860-1880 гг
В тоже время 1860-1870 – эклектика
Француз Пюви де Шаванн
Немецкие

Формирование 1860-1880 гг В тоже время 1860-1870 – эклектика Француз Пюви де
«неоидеалисты» - фон Маре, Фейербах, Хильдебрандт
Искали чистую вневременную красоту образов таинственного идеального мира

ИЗО искусство

Слайд 9

Пюви де Шаванн Смерть и девушки

Фейербах Цыганский танец

Пюви де Шаванн Смерть и девушки Фейербах Цыганский танец

Слайд 10

Открыто противопоставляли свое творчество реальному миру
Моро, Редон – Франция
Фон Штук, Клингер –

Открыто противопоставляли свое творчество реальному миру Моро, Редон – Франция Фон Штук,
Германия
Беклин – Швейцария
Мунк – Норвегия и т.д.
Полуфантастические композиции, проникнутые мистическим настроением
Гротескные образы-символы, страх перед уродством и бесчеловечностью буржуа

СИМВОЛИСТЫ нач. 20 в.

Слайд 11

Моро. Орфей

Фон Штук. Саломея

Мунк. Крик

Беклин. Остров мертвых

Моро. Орфей Фон Штук. Саломея Мунк. Крик Беклин. Остров мертвых

Слайд 12

Внес романтическую символику в модерн
Ее использовали для создания цельных художественных ансамблей –

Внес романтическую символику в модерн Ее использовали для создания цельных художественных ансамблей
«очаги красоты»
Гоген, Дени – Франция
Климт – Австрия
Чюрленис – Литва
Врубель, Борисов-Мусатов – «Мир искусства» Россия
Поиски худ языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл

Романтический символизм

Слайд 13

Дени. Не прикасайся ко мне

Чюрленис. Сказка королей

Дени. Не прикасайся ко мне Чюрленис. Сказка королей

Слайд 14

Борисов-Мусатов. Призраки

Врубель. Царевна-лебедь

Борисов-Мусатов. Призраки Врубель. Царевна-лебедь

Слайд 15

Символизм предшествовал модерну, подпитывал его, но не всегда воплощался в его формах
Стилистика

Символизм предшествовал модерну, подпитывал его, но не всегда воплощался в его формах
модерна с ее плоскостностью, орнаментикой и изысканностью могла и не нести символическое содержание

Символизм = Модерн

Слайд 16

Густав Моро
Символист и фантаст
Но не художник модерна

Тулуз – Лотрек (плакаты и афиши)
Постимпрессионизм

Густав Моро Символист и фантаст Но не художник модерна Тулуз – Лотрек
и модерн
Но не символист

Саломея

Мулен Руж

Слайд 17

можно сказать, что метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной

можно сказать, что метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной
и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной речи, а также через её те или иные свойства. Основным содержанием символистского произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.

Обобщая,

Слайд 18

(от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil —

(от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»),
«молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Слайд 19

«Модернизм» – направление в искусстве и литературе 20 века. Присущ только отечественной

«Модернизм» – направление в искусстве и литературе 20 века. Присущ только отечественной
искусствоведческой школе, в западных источниках – «модерн»
В русской эстетике, «модерн» - художественный стиль, предшествующий модернизму

Модерн и Модернизм НЕ ПУТАТЬ!

Слайд 20

В России – «Модерн»
В Германии – «Югендстиль» (югендштиль)
В Австрии – «Сецессион»
Во Франции

В России – «Модерн» В Германии – «Югендстиль» (югендштиль) В Австрии –
– «Ар Нуво»
В Италии – «Либерти»
В США – «Тиффани»
В Англии – «Модерн Стаил»
В Испании – «Модернизмо»

Слайд 21

Яснее всего – в декоративных изделиях, украшениях, витражах. Мебели, светильниках
Вкус к рафинированной

Яснее всего – в декоративных изделиях, украшениях, витражах. Мебели, светильниках Вкус к
изысканности – изогнутые, вьющиеся формы, сложные узоры, асимметрия, ажур
Отказ от традиционной фасадности здания, изысканные лестницы, решетки, балюстрады
Изощрения в области декора, «удар бича» Орта
Тяготение к синтезу искусств. Человек и архитектор, и скульптор, и график, и дизайнер, и декоратор
Возрождение инкрустации, расписного стекла, мозаики

Черты стилистики модерна

Слайд 25

1. Создание асимметричного орнамента или декоративной композиции к литературному произведению.
2. Создание

1. Создание асимметричного орнамента или декоративной композиции к литературному произведению. 2. Создание
декоративного оформления вестибюля станции метро, павильона в парке или балкона садового домика, в котором может читаться изображение волны, цветка, бабочки или других природных форм.
(выполни одно по выбору)

Творческая мастерская

Имя файла: Символизм-и-модерн.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0