Слайд 2Содержание:
1. Функции снов в произведениях литературы
2. Сновиденческое пространство произведений А.С.
![Содержание: 1. Функции снов в произведениях литературы 2. Сновиденческое пространство произведений А.С.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-1.jpg)
Пушкина
3. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. Достоевского
Слайд 31. Функции снов в произведениях литературы.
“Сновидение“ как способ подачи материала используется
![1. Функции снов в произведениях литературы. “Сновидение“ как способ подачи материала используется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-2.jpg)
в литературе с древнейших времён (в «Одиссее» Гомера и в «Метаморфозах» Апулея) до наших дней.
Прежде всего это композиционный приём подачи материала, его структурирования во времени и пространстве, иногда весьма необычного.
Вместе с тем, описание сна является удобным и убедительным способом раскрыть душевный мир персонажа, в том числе и те его стороны, которые относятся к подсознанию.
Слайд 42. Сновиденческое пространство произведений А.С. Пушкина
“Борис Годунов”, “Евгений Онегин”, “Пиковая Дама”, “Капитанская
![2. Сновиденческое пространство произведений А.С. Пушкина “Борис Годунов”, “Евгений Онегин”, “Пиковая Дама”,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-3.jpg)
дочка” – творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.
Слайд 5“Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!..”
Мне
![“Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!..” Мне](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-4.jpg)
снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню, с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался...
Слайд 6Иерархичность пространства сновидения (верх—низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у
![Иерархичность пространства сновидения (верх—низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-5.jpg)
смеющегося народа. При этом сам герой в своём сне пассивен: он оказывается на башне как бы не по своей воле – его “введёт” наверх лестница, и точно так же подневольно стремительное падение самозванца.
Слайд 7Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринёва (повесть “Капитанская дочка”)
“Мне
![Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринёва (повесть “Капитанская дочка”) “Мне](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-6.jpg)
казалось, буран ещё свирепствовал, и мы ещё блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. <...> С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце... “Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобой проститься”.
Поражённый страхом, я иду за нею в спальню. <...> Что ж? Вместо отца моего вижу? в постели лежит мужик с чёрной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке: “Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? <...> Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог... Ужас и недоумение овладели мной... и в эту минуту я проснулся...”
Слайд 8Финал сна Гринёва схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего
![Финал сна Гринёва схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-7.jpg)
психологического напряжения.
Гринёв признаёт, что это “сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.
Слайд 9Не менее «вещим» является и сон Татьяны из романа “Евгений Онегин”
Психологическая
![Не менее «вещим» является и сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” Психологическая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-8.jpg)
мотивировка сна, очевидно, та же, что и у сновидений Дмитрия Самозванца и Гринёва, — тревожное, напряжённое ожидание грядущих событий. Ю.М. Лотман связывает мотивы сновидения ещё и со “специфической атмосферой святок — временем, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой”.
Слайд 10Особняком стоят видения Германна героя повести
“Пиковая Дама”
Строго говоря, снов Германн
![Особняком стоят видения Германна героя повести “Пиковая Дама” Строго говоря, снов Германн](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-9.jpg)
в произведении не видит. Пушкин описывает только какие-то полумистические-полуреальные видения, которые автор представляет читателю именно в таком качестве, а не как сновидения. Это важно потому, что перед нами герой с болезненным сознанием, расстроенным “сказкой” о трёх картах, тайну которых он пытается выведать. Поэтому Германна тревожат не сны, которые нетрудно было бы отличить от реальности, а видения, происходящие как будто наяву, но слишком невероятные для того, чтобы быть правдой.
Слайд 11Взаимодействие снов и реальности в произведениях Пушкина — один из интереснейших вопросов,
![Взаимодействие снов и реальности в произведениях Пушкина — один из интереснейших вопросов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-10.jpg)
который может стать темой отдельного исследования. Почему, например, к Гринёву и Татьяне Лариной, видевшим страшные сны, судьба отнеслась благосклонно (хотя оба не избежали жизненных испытаний), а Герман потерпел крах, несмотря на то, что покойная графиня открыла ему тайну удачи, которой он так ждал? Вопросов много, и невозможно ответить на все в пределах одной статьи. Мы лишь попытались наметить пути для будущих научных исследований сновиденческого пространства произведений А.С. Пушкина.
Слайд 123. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. Достоевского
Слова “сон”, “сновидение” попадают
![3. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. Достоевского Слова “сон”, “сновидение”](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-11.jpg)
в название трех произведений Достоевского (“Дядюшкин сон”, “Петербургские сновидения в стихах и прозе”, “Сон смешного человека”), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. Сны героев Достоевского запечатлеваются в памяти читателя не менее сильно, чем явь его романов.
Слайд 13Достоевский как бы подсказывает читателю методику прочтения снов его героев:
“В болезненном состоянии
![Достоевский как бы подсказывает читателю методику прочтения снов его героев: “В болезненном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-12.jpg)
сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкостями, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека”
Слайд 14Герой романа “Подросток” замечает: “Были бесчисленные сны, целой вереницей и без меры,
![Герой романа “Подросток” замечает: “Были бесчисленные сны, целой вереницей и без меры,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-13.jpg)
из которых один сон или отрывок сна я на всю жизнь запомнил”
Слайд 15“О, все теперь смеются мне в глаза и уверяют меня, что и
![“О, все теперь смеются мне в глаза и уверяют меня, что и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-14.jpg)
во сне нельзя видеть такие подробности, какие я передаю теперь, что во сне моем я видел или прочувствовал лишь одно ощущение, порожденное моим же сердцем в бреду, а подробности уже сам сочинил, проснувшись” (25, 115). В конце фантастического рассказа Достоевского “смешной человек” восклицает: “Сон? что такое сон? А наша-то жизнь не сон?’
Слайд 16Повесть “Двойник” начинается с пробуждения Голядкина от “долгого сна”:
“Проснулся ли он или
![Повесть “Двойник” начинается с пробуждения Голядкина от “долгого сна”: “Проснулся ли он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-15.jpg)
всё еще спит, наяву ли и в действительности ли всё, что около него теперь совершается, или – продолжение его беспорядочных сонных грез”
Слайд 17Фантастические сны-видения мучают Ордынова, героя повести Достоевского “Хозяйка”.
Сон и явь мистически
![Фантастические сны-видения мучают Ордынова, героя повести Достоевского “Хозяйка”. Сон и явь мистически](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-16.jpg)
смешиваются и для героев романа “Униженные и оскорбленные”.
Слайд 18“Преступление и наказание” - самый насыщенный сновидениями роман Достоевского.
в тексте “Преступления и
![“Преступление и наказание” - самый насыщенный сновидениями роман Достоевского. в тексте “Преступления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-17.jpg)
наказания” можно выделить цикл снов Раскольникова и цикл-тройчатку - тройной сон Свидригайлова. Все эти сны становились объектом внимательного изучения и комментирования. М. М. Бахтин, С. В. Белов, В. Я Кирпотин, Л. П. Гроссман, В. В. Кожинов, Ю. Ф. Карякин, Р. Г. Назиров, Э. М. Румянцева, Н. М. Чирков, Г. К. Щенников и многие другие посвятили специальные главы или страницы своих книг анализу каждого из сновидений.
Слайд 19Первый сон сам герой называет “страшным сном”,“безобразным сном”
Он видит себя ребенком, ему
![Первый сон сам герой называет “страшным сном”,“безобразным сном” Он видит себя ребенком,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-18.jpg)
семь лет. Он гуляет с отцом за городом. Душно, серо. На краю города “большой кабак”. Странно, что рядом “церковь с зеленым куполом” и кладбище. Хохот, крики, драка. Пьяная толпа усаживается в телегу, и Миколка бьет лошадь. Наконец, кто-то кричит: “Топором ее, чего! Покончить с ней разом...” (6, 49). Мальчик бросается ее защищать, плачет, “обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы”.
Слайд 20Второй сон – это сон-греза, который привиделся ему накануне преступления.
Он видит себя
![Второй сон – это сон-греза, который привиделся ему накануне преступления. Он видит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-19.jpg)
в Египте, в оазисе, пальмы, голубая и холодная вода, “чистый, с золотыми блестками песок”. Он пьет воду прямо из ручья, но тут бьют часы, он просыпается и идет убивать. Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет душа Раскольникова.
Слайд 21Третий сон - это бредовый сон, сон-кошмар.
Ему мерещится, что на лестнице квартальный
![Третий сон - это бредовый сон, сон-кошмар. Ему мерещится, что на лестнице](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-20.jpg)
надзиратель страшно избивает его квартирную хозяйку. Много свидетелей, разговоры, стоны, жалобы. Потом все затихает. Раскольников испытывает “безграничный ужас”, его мучает страх разоблачения. В этом сне в преображенном виде проступают события вчерашнего дня убийства. Страх, испытываемый Раскольниковым в комнате (“он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась...”) - , заставляет вспомнить пережитый ужас после убийства, когда он обнаружил, что дверь была не заперта на крючок, а потом притаился за дверью и слушает, как снаружи стучат, зовут старуху, разговаривают о том, что дверь “не на замке, а на запоре, на крючке то есть” - “значит, кто-нибудь из них дома”.
Слайд 22Четвертый он - это сон о повторном убийстве старухи.
Действие как бы возвращается
![Четвертый он - это сон о повторном убийстве старухи. Действие как бы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-21.jpg)
вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается комедией. Сон становится как бы ответом судьбы на реплику Раскольникова: “О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется, бы другой раз убил, если б очнулась!”
Слайд 23Последнее, пятое сновидение Эпилога существенно отличается от предыдущих.
Это не один сон, а
![Последнее, пятое сновидение Эпилога существенно отличается от предыдущих. Это не один сон,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-22.jpg)
сжатый пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во время болезни в острожной больнице. Это сны о какой-то страшной болезни, пришедшей из глубины Азии в Европу. Ее разносят “микроскопические существа” “трихины”, которые обладают умом и волей и вселяются в тела людей. Мир гибнет, но спасаются несколько, которые должны “начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей”. Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне или революции. Одновременно - это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели
Слайд 24Опора на фольклорно-мифологические, библейские и литературные источники является одной из характерных особенностей
![Опора на фольклорно-мифологические, библейские и литературные источники является одной из характерных особенностей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347862/slide-23.jpg)
художественной гипнологии Достоевского. Превращал в сновидения литературные источники, Достоевский как бы иллюстрирует теорию происхождения искусства из мира творческих сновидений, которыми грезит сердце художника. Как говорит Просперо в пьесе “Буря” В.Шекспира:
Из нас самих родятся сновиденья,
И наша жизнь лишь сном окружена.