Социалистический реализм в изобразительном искусстве 30-х гг. (11 класс)

Содержание

Слайд 2

*

http://aida.ucoz.ru

«Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых

* http://aida.ucoz.ru «Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то
от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны...».
И.В. Сталин

Л. Соков. Очки для каждого советского человека

Слайд 3

*

http://aida.ucoz.ru

Как метод социалистического реализма повлиял на художественные принципы и содержание произведений изобразительного

* http://aida.ucoz.ru Как метод социалистического реализма повлиял на художественные принципы и содержание
искусства?

Проблемный вопрос

Слайд 4

*

http://aida.ucoz.ru

Цель урока: влияние идеологии тоталитарного общества на художественные методы и содержание произведений

* http://aida.ucoz.ru Цель урока: влияние идеологии тоталитарного общества на художественные методы и
изобразительного искусства.

Задачи:
1. Определить черты искусства тоталитарной эпохи.
2. Сформировать у учащихся представление об официальном направлении изобразительного искусства России советского периода.
3. Рассмотреть закономерности, по которым происходило утверждение принципов социалистического реализма.
4. Показать проявление тоталитаризма в различных областях и жанрах художественного творчества.
5. Воспитывать интерес и уважение к культуре нашей Родины

Слайд 5

Общими тенденциями в культуре 20-30-х гг. можно назвать переплетение двух процессов –

Общими тенденциями в культуре 20-30-х гг. можно назвать переплетение двух процессов –
развитие культуры и её идеологизация.

Повторение пройденного

Слайд 6

В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление объединить «всех писателей, поддерживающих платформу

В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление объединить «всех писателей, поддерживающих платформу
советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения по линии других видов искусства».
Цель: установление тотального партийного контроля.

Повторение пройденного

Слайд 7

С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным

С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным
и единственным художественным принципом становится принцип социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих через эту призму окружающую действительность.

Культурная революция

Слайд 8

Запишите в тетрадь!
Определение социалистического реализма

Социалистический реализм - направление в советском искусстве,

Запишите в тетрадь! Определение социалистического реализма Социалистический реализм - направление в советском
«правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма».

Слайд 9

Социалистический реализм как метод отражения действительности

Искусство, подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать

Социалистический реализм как метод отражения действительности Искусство, подчиненное партийной цензуре, обязано было
единственно верному художественному направлению — социалистическому реализму.
Политическая суть этого метода - мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть при социализме.

Слайд 10

Основные принципы социалистического реализма

Народность. Новый тип положительного героя — созидателя, активного борца

Основные принципы социалистического реализма Народность. Новый тип положительного героя — созидателя, активного
за идеалы коммунизма.
Партийность. Показать героические поступки, революционную борьбу за светлое будущее.
Правдивость. Показать мирный быт народа, поиск путей новой жизни с целью достижения счастливой жизни для всех людей в соответствии с принципами исторического материализма.

С. Герасимов. Клятва сибирских партизан
А. Пластов. Колхозный праздник

Слайд 11

*

http://aida.ucoz.ru

Б. Иогансон. Допрос коммунистов

В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника,

* http://aida.ucoz.ru Б. Иогансон. Допрос коммунистов В изобразительном искусстве главным считалось не
а идейная направленность сюжета. Его классиком стал Б. Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевозможными наградами.

Социалистический реализм в живописи

Слайд 12

Социалистический реализм в живописи

Признание получила официальная парадная живопись, а также картины на

Социалистический реализм в живописи Признание получила официальная парадная живопись, а также картины
темы революции и гражданской войны, строительства социализма.

Ю.И.Пименов. Работницы Уралмаша на заводе, 1934
М.Б. Греков. Знаменщик и трубач, 1934

Слайд 13

Историко-революционный жанр

Авторы решали свои задачи, используя различные приемы и традиции.
Одни во главе

Историко-революционный жанр Авторы решали свои задачи, используя различные приемы и традиции. Одни
с И. И. Бродским выступали как историки-летописцы событий. Другие обращались к жанру картины-повести о народной жизни, создавая сложные многофигурные композиции. Некоторые стремились создать из своих полотен героические поэмы (А. Дейнека. «Левый марш»).

А.М. Герасимов. В.И. Ленин на трибуне

Слайд 14

Мифы тоталитарного искусства Парадный портрет

Вождь — вдохновитель и организатор побед

Мифы тоталитарного искусства Парадный портрет Вождь — вдохновитель и организатор побед

Слайд 15

Сложение композиционной схемы парадного портрета

Вождь — мудрый учитель

И. Бродский. Ленин в Смольном
И.

Сложение композиционной схемы парадного портрета Вождь — мудрый учитель И. Бродский. Ленин
Бродский. Портрет И. В. Сталина, 1937

Вождь — руководитель

Слайд 16

Вождь — человек
(друг детей, рабочих, солдат...)

Вождь — человек (друг детей, рабочих, солдат...)

Слайд 17

Вождь — человек
(друг детей, рабочих, солдат...)

Б. Владимирский. Розы для И.В. Сталина,

Вождь — человек (друг детей, рабочих, солдат...) Б. Владимирский. Розы для И.В. Сталина, 1937
1937

Слайд 18

Мифотворчество социализма -
радость и оптимизм свободного труда

С. Герасимов. Колхозный праздник

Мифотворчество социализма - радость и оптимизм свободного труда С. Герасимов. Колхозный праздник

Слайд 20

А.А. Дейнека «Работать, строить и не ныть!»

Физкультура и спорт, их необходимость и

А.А. Дейнека «Работать, строить и не ныть!» Физкультура и спорт, их необходимость
новизна для народа находят в его творчестве пластическое выражение. Художник видит спортсменов на фоне высокого голубого неба, в лучах солнца, вдыхает вместе с ними утренний воздух стадионов, чувствует динамику свободного бега. Его персонажи – юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетического сложения.

Плакат. Физкультурница. Работать, строить и не ныть! 1933
Вратарь, 1934
Бег, 1934
Лыжники, 1931
Велосипедистка, 1935

Слайд 21

А. Дейнека. Мать 1932
А. Дейнека. Будущие летчики 1937

Главные черты творчества А. Дейнеки:

А. Дейнека. Мать 1932 А. Дейнека. Будущие летчики 1937 Главные черты творчества
четкий выразительный рисунок, эмоциональный строй композиции, лаконичный колорит. Молодость, спорт, радость труда, здоровый, гармонично развитый человек – такова тематика его картин.

За конкретным сюжетом чувствуется типичное в жизни и характере молодежи той поры, черты эпохи, аромат времени.

Слайд 22

А.А. Дейнека «Раздолье»

А.А. Дейнека «Раздолье»

Слайд 23

Юрий Иванович Пименов – художник лирического типа. Он ищет новые явления советской

Юрий Иванович Пименов – художник лирического типа. Он ищет новые явления советской
жизни. Картина «Новая Москва» написана в 1937 году. Женщина за рулем машины – центральный образ, который олицетворяет движение в будущее, что соответствует нормам идеологии.

Образы будущего в творчестве Ю. Пименова

Ю. Пименов. Новая Москва
Ю. Пименов. Огни университета

Слайд 24

По-своему подходил к решению новых задач М. В. Нестеров. Он стремился создать

По-своему подходил к решению новых задач М. В. Нестеров. Он стремился создать
типичный для тех лет образ человека-творца. Основная тема этих портретов – активная духовная жизнь энергичной творческой личности.

Портреты М.В. Нестерова

Портрет В.М. Васнецова
Портрет художницы Е.С. Кругликовой
Портрет хирурга С.С. Юдина, 1933
Портрет скульптора В.И. Мухиной, 1940
Портрет П.Д. и А.Д. Кориных, 1930

Слайд 25

Портреты М.В. Нестерова

Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935

Портреты М.В. Нестерова Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935

Слайд 26

Всемирная выставка в Париже в 1937 г.

Павильоны Германии и СССР находились напротив

Всемирная выставка в Париже в 1937 г. Павильоны Германии и СССР находились
друг друга, скульптурная композиция должна демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

Слайд 27

«Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв». В. Мухина
Скульптура воплотила символы и

«Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв». В. Мухина Скульптура воплотила символы
идеалы эпохи, стала выдающимся памятником монументального искусства. Скульптура была официально признана шедевром искусства ХХ века.
Создание огромного памятника из нержавеющей стали проходило в рекордно сжатые сроки с применением новейших технологий.
Высота - 25 метров, с постаментом - 58 метров, вес - 185 тонн.

«Рабочий и колхозница» — символ советского тоталитаризма

Слайд 28

«Девушка с веслом» — воплощение идеалов эпохи

«Девушка с веслом» — воплощение идеалов эпохи

Слайд 29

«Эх, хорошо в стране советской жить!»

«Эх, хорошо в стране советской жить!»

Слайд 30

*

http://aida.ucoz.ru

1. Тоталитарное государство создает новую художественную культуру по собственному образу и подобию,

* http://aida.ucoz.ru 1. Тоталитарное государство создает новую художественную культуру по собственному образу
превращая искусство в орудие идеологии и средство борьбы за власть.
2. В борьбе за души и мысли людей нужно было обращаться к широким массам на простом и доступном им языке. Власть потребовала от художников создания произведений, которые были бы понятны даже самому необразованному человеку.
3. Все стили и направления, которые не соответствуют официальным установкам, осуждаются как реакционные и враждебные.
4. Каждый художественный жанр включался в общую задачу внедрения в сознание народа марксистской идеологии: в портрете создавался образ Великого Вождя и Нового Человека, историческая картина прославляла героику революционной борьбы, пейзаж открывал величие Родины-Матери или успешность социалистических преобразований и т. д.
5. В тоталитарном государстве искусство является мощным инструментом воздействия на духовную жизнь общества.

Итоги и выводы

Слайд 31

Проверь себя!

1. Вспомни портреты М. Нестерова и назови профессии людей, изображенных на

Проверь себя! 1. Вспомни портреты М. Нестерова и назови профессии людей, изображенных
них:
Юдин
Павлов
братья Корины
Мухина
2. Назови имена художников и скульпторов, авторов следующих произведений:
«Рабочий и колхозница»
«Колхозный праздник»
«Трубачи Первой Конной»
3. Какие качества ставились во главу угла с точки зрения метода социалистического реализма:
отточенность художественной формы;
высокая идейность;
лаконизм.
4. Расшифруй аббревиатуры: ВДНХ, ВКП (б), ГТГ, РАПП, АХРР.

Слайд 32

Домашнее задание

Вопрос-рассуждение (можно в форме сочинения-эссе).
Что, на ваш взгляд, в развитии

Домашнее задание Вопрос-рассуждение (можно в форме сочинения-эссе). Что, на ваш взгляд, в
СССР 30-х гг. можно назвать несомненным успехом страны в сфере культуры?

Слайд 33

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 34

*

http://aida.ucoz.ru

Литература
Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. - М.: Юрайт, 1998. -

* http://aida.ucoz.ru Литература Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. - М.:
576 с.
Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 304 с.
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2001.
Советская культура и современная Россия. - режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html
Ссылки на изображения:
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/9-klass/rossiya-v-poiskah-perspektiv-1917-1927-gg-stanovlenie-sssr/kultura-iskusstvo-sssr-v-1930-e-gg
http://www.urokiistorii.ru/memory/ex/2009/11/pokhod-za-kulturoi
http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13047&ob_no=13401
http://img-fotki.yandex.ru/get/4112/na-blyudatel.11/0_25122_8fce7436_L
http://www.artvoyage.org/sovietposters/images/1012.jpg
http://cccp-revivel.blogspot.ru/2012/03/eti-merzkie-sovetskie-ludi.html
http://epics.zabmedia.ru/e0976c5a41ba364df79e0edd613d665d.jpg
http://ourarts.ru/?p=1936
http://eng.plakaty.ru/p/?src=/upload/iblock/696/696d244d8505033fd6bbfd7755bb54e4.jpg&w=360&h=540&zc=2
http://www.chernorukov.ru/articles/?article=310
http://tphv-history.ru/kartiny/Nesterov/061.html
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/rm_10_891.jpg
http://www.apn.ru/publications/article22174.htm
Имя файла: Социалистический-реализм-в-изобразительном-искусстве-30-х-гг.-(11-класс).pptx
Количество просмотров: 193
Количество скачиваний: 0