Социально-политические идеи Древнего Китая

Содержание

Слайд 2

Специфика китайской политической мысли  связана с ее особой ролью в той острой

Специфика китайской политической мысли связана с ее особой ролью в той острой
социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государственных образованиях Древнего Китая.
Это обусловило прямую непосредственную подчиненность политической и философской мысли политической практике. Вопросы управления обществом, выработка планов идеальных общественных устройств на основе древних традиций, регуляция отношений между различными слоями («верхами» и «низами») и внутриправящим политическим слоем, вопросы межгосударственных отношений — вот главный интерес философов и политических мыслителей Древнего Китая, которые к тому же нередко и сами являлись правителями, министрами, сановниками.

Слайд 3

 

В Древнем Китае было 4 основных политико-правовых понятия:

Даосизм

 Конфуцианство

Моизм

Легизм

В Древнем Китае было 4 основных политико-правовых понятия: Даосизм Конфуцианство Моизм Легизм

Слайд 4

Даосизм.Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э).
Основное произведение - "Дао

Даосизм.Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э). Основное произведение - "Дао
дэ дзин"
("Книга о дао и дэ").

Основные идеи:
1. Понятие "дао". Дао - это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. В отношении к дао все равны.

2. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) - лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

3. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация несовместимы. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао.

Слайд 5

4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии.
5. Осуждение роскоши

4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. 5. Осуждение
и богатства.
6. Представление об идеальном правителе:
а) Он должен быть умным.
б) Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества.
в) Понимать дао.
7. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте.
8. Против правления законов.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий.
Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, — это отклонение от дао и ложный путь.

Слайд 6

Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.).

Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н.
Его взгляды изложены в Конфуцийкниге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться.

1. Проблема государства. Развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством

2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве.

3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.

Слайд 7

 Правовые взгляды Конфуция:
а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.
б) Против

Правовые взгляды Конфуция: а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.
правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями.
в) Законодательство должно играть вспомогательную роль.

Слайд 8

Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение

Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ).
- "Мо-цзы". Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства.

Основные положения концепции:
1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем.

2. Идея единой для всех справедливости и власти.

3.Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения.

Слайд 9

4. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви.
5. Государство должно

4. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви. 5. Государство
заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так - все должны заниматься физическим трудом.
6. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.

Это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом.

Слайд 10

Легизм. Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до

Легизм. Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до
н. э.). Его взгляды изложены в трактате "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан").
Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата "Об искусстве управления".

В целом, вся концепция пронизана:
а) враждебностью по отношению к людям;
б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку

Слайд 11

Основные положения:
1. Невозможность возврата к старине.
2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.
3.

Основные положения: 1. Невозможность возврата к старине. 2. Принцип этатизма: интересы государства
Основное назначение государства - противостоять злому началу (природе) человека. Человек - это источник социального зла.

4. Осуждение милосердия и гуманизма.
5. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.
6. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля.
7. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

Слайд 12

Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект

Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект
этого - образование в Китае сильного централизованного государства Отрицательный - установление в стране деспотического правления.

Слайд 13

В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма,

В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма,
утверждается в качестве государственной религии КитаяДаосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.