Содержание
- 2. ПОЗИТИВИЗМ Огюст Конт (1798–1857). «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии», «Система позитивной политики».
- 3. Три закона позитивизма. Первый закон —закон трех стадий. Человечество проходит три стадии — теологическую, метафизическую и
- 4. Эмпириокритицизм Рихард Авенариус (1843–1896). Эрнст Мах (1838–1916)
- 5. Неопозитивизм Людвиг Витгенштейн (1889–1951). «Логико-философский трактат». «Результат философии — не некоторое количество “философских предложений”, но прояснение
- 6. Философия должна заниматься не вымышленными метафизическими проблемами, а помогать науке. Создание идеального языка науки является шагом
- 7. Рудольф Карнап (1891–1970). «Старая и новая логика» и «Преодоление метафизики логическим анализом языка». Философия должна сводиться
- 8. Понятие имеет смысл тогда и только тогда, когда оно встречается в протокольном предложении. Если понятие употребляется
- 9. В предложении «Цезарь есть и» нарушен синтаксис, грамматические правила, поэтому это предложение бессмысленно. Предложение «Цезарь есть
- 10. Пять типов предложений. Осмысленные предложения: 1) тавтологии (A=A), или аналитические суждения Канта, 2) заведомо ложные предложения
- 11. «(Псевдо-) предложения метафизики служат не для высказываний о положении дел, ни существующем (тогда они были бы
- 12. Теория логических каркасов («Эмпиризм, семантика, онтология» (1959)). В любом формально непротиворечивом языке всегда существуют парадоксы (теорема
- 13. Аналитическая философия: философия должна исследовать реальный язык. Слово имеет значение не в каком-то абстрактном языке, а
- 14. ПОСТПОЗИТИВИЗМ Карл Поппер (1902–1994) Родился в Вене. Венский университет: математика и теоретическая физика. Интересуется философией. Занимается
- 15. Проблемы принципа верификации. 1. Сам принцип верификации — это протокольное предложение или нет? Можно ли верифицировать
- 16. Принцип фальсификации: научное знание должно быть фальсифицируемо, т. е. знание является научным тогда и только тогда,
- 17. «Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае,
- 18. Карл Маркс (5 мая 1818 — 14 марта 1883) Фридрих Энгельс (28 ноября 1820 — 5
- 19. Три составные части марксизма — политическая экономия, философия и научный коммунизм. Философия: диалектический и исторический материализм.
- 20. Материя имеет начало движения в самой себе. Этим началом движения является принцип единства и борьбы противоположностей
- 21. Исторический материализм «…Мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим
- 22. Неокантианство Марбургская школа. Герман Коген («Логика чистого познания», «Этика чистой воли» и «Эстетика чистого чувства»). Пауль
- 23. «Предмет не дан, а задан» — задан как цель познания. Вещь в себе остается вне нашего
- 24. Баденская школа Генрих Риккерт (1863–1936) «Науки о природе и науки о культуре». «Границы естественнонаучного образования понятий»
- 25. Ценности: «Лишь отнесение к ценности (Wertbeziehungen) определяет величину индивидуальных различий. Благодаря им мы замечаем один процесс
- 26. ФРИДРИХ НИЦШЕ (1846-1900) Отец – пастор, умер, когда Фридриху было 5 лет. 1858 – гимназия «Пфорта»,
- 27. Работы: «Рождение трагедии из духа музыки» «Несвоевременные размышления» «Человеческое, слишком человеческое» «Пестрые мнения» «Странник и его
- 28. Веселая наука, фр. 125. Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый полдень зажег
- 29. Нигилизм и декаданс. «Появление декаданса так же необходимо, как любое восхождение и поступательное движение в жизни:
- 30. «Истинный мир, достижимый для мудреца, для благочестивого, для добродетельного, — он живет в нем, он есть
- 31. «Точка зрения ценностей есть точка зрения условий сохранения, условий подъема сложных образований с относительной продолжительностью жизни
- 32. Свобода придумана христианами: «Христианство есть метафизика палача» «Никто не дает человеку его качеств, ни Бог, ни
- 33. Вильгельм Дильтей (1833—1911) Богословское образование в Тюбингенском университете. «Введение в науки о духе» и «Описательная психология».
- 34. «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». Истинная наука о духе может быть построена только на
- 35. Анри Бергсон (1859–1941) 1868-1978 – лицей Кондорсе. Кроме того, еврейское религиозное образование. Но к 16 г.
- 36. Исследует понятие времени: линейное время (в математике и физике) и длительность (переживаемое время). «Творческая эволюция». «Из
- 37. Причина эволюции вселенной - жизненный порыв, élan vital. Жизненный порыв — это сознательное начало, которое преобразует
- 38. «Интуиция и интеллект представляют собой два противоположных направления сознательного труда: интуиция движется по ходу самой жизни,
- 39. Освальд Шпенглер (1880—1936) Изучает математику, естественные науки и философию в университете Галле, Мюнхена и Берлина. Защищает
- 40. Существование равноправных с точки зрения истории народов, культурно-исторических типов. Каждое культурно-историческое образование имеет свою собственную душу.
- 41. Историка нельзя создать — историками рождаются. «Понимать историю — значит быть знатоком человеческого сердца в высшем
- 42. Законом исторического развития является судьба. «Причинность есть нечто рассудочное, законосообразное, выражаемое словами, форма внешнего интеллектуального опыта.
- 43. Пра-символы: античной культуры — отдельное тело, материальное и чувственное (аполлоновская); западной культуры — бесконечное пространство (фаустовская);
- 44. 1000 лет существования культуры: первый период - 300 лет, расцвет — 400 лет и закат (цивилизация)—
- 45. Достоевский - это сугубо русский писатель, а Толстой —проявление псевдоморфозы, западного наслоения русской культуры. И русская
- 46. Эдмунд Гуссерль (1859—1938) 1876 - Лейпцигский университет (физика, математика) 1878 - Берлинский университет (ученик Вейерштрасса) 1882
- 47. «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», «Картезианские размышления» и др. Критика психологизма в
- 48. Предшественники феноменологии: Сократ, Платон, Декарт, Кант. «Такая хорошо сознанная воля к строгой науке характеризует сократовско-платоновский переворот
- 49. Избавляемся от реального Я и восходим к чистому Я. Структура чистого Я: интенциональность, ноэсис и ноэма.
- 50. Сёрен Кьеркегор (1813-1855) 1840 - теологический ф-т Копенгагенского университетами 1841 – диссертация «О понятии иронии, с
- 51. Против объективной истины Человек отличается от животного тем, что он личность. «Прочь от публики к единичному!»
- 52. Три стадии на жизненном пути. 1. Эстетическая (образ Дон Жуана) 2. Этическая (Сократ). «Этическое, как таковое,
- 53. Экзистенциализм Мартин Хайдеггер (1889—1976) Жан-Поль Сартр (1905—1980) Альбер Камю (1913—1960) Морис Мерло-Понти (1908—1961). Карл Ясперс (1883—1969)
- 54. Мартин Хайдеггер (1889—1976) Родился недалеко от Штудгарта в небогатой католической семье. 1909 – собирается стать монахом-иезуитом,
- 55. Познать бытие без учета человеческого бытия невозможно. «Исследованию подлежит только сущее и больше — ничто; одно
- 56. Человек — сосед бытия. Поэтому экзистенциализм есть гуманизм в исключительном смысле. Это гуманизм, который мыслит человечность
- 57. Жан-Поль Сартр (1905-1980) Окончил Высшую нормальную школу. Жена – Симона де Бовуар. 1964 – Нобелевская премия
- 58. Всякое сознание есть сознание о том, что сознанием не является. Поэтому по отношению к миру сознание
- 59. Поэтому человек есть прежде всего возможность, а не действительность, он всегда больше, чем он есть. Такое
- 60. Ни одна ситуация не может ограничить свободу действий человека, поэтому узник так же свободен, как и
- 61. Габриэль Марсель(1889-1973) Был атеистом, но в 1929 г. принял католичество. Свое учение называл неосократизмом. Борьба против
- 62. Противопоставление проблемы и таинства. Философия рассматривала все в проблемном ключе. Но «там, где есть проблема, я
- 63. Бог открывает Себя как некое Бытие, в котором не существует никаких противоположностей, и это бытие просвечивает
- 64. Карл Ясперс (1883-1969) Философия – не специальность, а самопознание. Три вида философствования в соответствии с трояким
- 65. 3. Трансценденция. Экзистенция проявляется в коммуникации с другой экзистенцией и с трансценденцией. «…только в коммуникации я
- 66. Человек выдумывает некоторые шифры, в которых человек пытается познать трансценденцию. Эти шифры создаются в экзистенциальном акте
- 67. Зигмунд Фрейд (1856-1939)
- 68. Бессознательное Методы психоанализа: 1. Анализ сновидений; сновидения — это королевские ворота в психоанализ. 2. Оговорки и
- 69. «Эдипов комплекс» (от трагедии Софокла «Царь Эдип»). Три вида Я: id (оно), ego (Я) и super-ego
- 70. Учение о религии – в работах «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Неудовлетворенность культурой», «Человек Моисей
- 71. «Христианский ритуал святого причастия, когда верующий поглощает кровь и плоть Спасителя, повторяет содержание старой тотемной трапезы,
- 72. Религия появилась как результат того, что человек стремился уберечься от могучих сил природы. Он очеловечивает природу.
- 73. Карл-Густав Юнг (1875—1961) «Коллективное бессознательное». «Бессознательное содержит как бы два слоя, а именно — личностный и
- 74. Архетипы - это «трансцендентные по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни комплексы представлений, которые выступают
- 75. Франкфуртская школа Макс Хоркхаймер (1895–1973) Теодор Адорно (1903–1969)
- 76. 1947 г. - «Диалектика просвещения». Задача работы - «дать ответ на вопрос, почему человечество, вместо того
- 77. Отчуждение человека от мира вызывает отношение и к миру, и к самому себе, и к другим
- 78. Герберт Маркузе (1898–1979) 1933 – в США. 1945 – в Германии, в комиссии по денацификации «Онтология
- 79. Вещизм проявляется вследствие того, что сверх-Я подавляет оно, т. е. либидо. Нужно освободить энергию либидо, раскрепостить
- 80. Эрих Фромм (1900–1980) Человек, с одной стороны, часть природы, с другой —противостоит ей. Как над-природное существо
- 81. «Взгляд Фрейда сужался его механистическим материализмом, который объяснял потребности человеческой природы его сексуальностью. Взгляд Маркса был
- 82. НЕОТОМИЗМ Этьен Жильсон (1884-1978) Жак Маритен (1882-1973)
- 83. Создание неотомизма «снизу». Роль философии Бергсона. «Созданная Бергсоном философия природы была для нас своего рода освобождением»
- 84. Сверху: 1869 г. - I Ватиканский собор. Принята «Догматическая конституция о католической вере». Осужден атеизм и
- 85. Вера и разум В отношении богословия и философии отражается таинственная связь Божественного и тварного вообще. «Философия
- 86. С помощью философии богословие становится более доказательным. Апелляция к истинам разума — это единственный способ разговаривать
- 87. Онтология Двойная онтология: бытие Бога (esse) и сотворенное бытие (ens). D Боге сущность совпадает с существованием
- 88. Человек Человек «есть дух в теле, дух в материи, “дух в мире”» (Корет Э.) Три вида
- 89. Философская антропология Макс Шелер (1874-1928) Хельмут Плесснер (1892-1995)
- 90. Влияние Гуссерля на Шелера. «Положение человека в космосе» Кризис мира – это кризис понимания человека. Коммунизм
- 91. Четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Бог — это высшая
- 92. Достояние духа достигается благодаря словам, в которых выражается вся культура. Слово является символом, через который человек
- 93. Персонализм Эммануэль Мунье (1905-1950) Морис Недонсель (1905–1976)
- 94. Конец XIX в. в США: Джосайя Ройс, Борден Паркер Боун, Уильям Эрнест Хокинг. Журнал «Personalist». Начало
- 95. Персонализм — это не философская школа; это умонастроение, жизненная позиция, переоценка ценностей. Спиритуалисты и материалисты впадают
- 97. Скачать презентацию