Слайд 4А играет Б на глазах у В.
Э.Бентли
Часть культуры, в которой играние не-себя
становится предметом зрелища.
Ю.М. Барбой
Слайд 5«Структурированная программа деятельности, которая совершается и демонстрируется в определенное время, в определенном
месте, группой актеров перед группой зрителей.» (Э. Фишер-Лихте, «Эстетика перформативности»)
Слайд 6«Под театральным зрелищем я понимаю все формы зрелища, в которых действующие тела
помещаются перед собранием зрителей: драматическое действие, танец, перформанс, пантомима и прочие. <…> Театр -- это место, где движущиеся тела осуществляют некое действие перед живыми телами, которые нужно привести в движение.» (Ж. Рансьер, «Эмансипированный зритель»)
Слайд 7«… не создание продукта, а инициация процесса нахождения ценности, множества философий, этического
действия.» (Сюзанна Лейси, «Картографируя местность», 1995)
Слайд 8Современный/несовременный
Когда начинается
«СОВРЕМЕННОСТЬ»?
Слайд 9Современность // Модерность
«модерность» (modernité) (Шарль Бодлер) – понятие, определяющее не только временные
границы периода, но и определенные формы социальной жизни
«Модерность» выражает определенное воображаемое Истории.
“«Модерность» создается — она разыгрывается и воплощается в конкретных дискурсах, замыслах, действиях, опыте и событиях, как способ претворить в жизнь воображаемые отношения «я» и Других в Истории и по отношению к ней.” (Энди Байфорд)
Множественность перформативных установок
Историческая самопонимаемость человечества
множественная модерность
переплетенная модерность
текучая модерность
…
Слайд 13Ситуация «современности»: оптика театроведа
Слайд 14Режиссерский театр ( с конца XIX в.)
Возникновение фигуры режиссера;
Снижение степени самостоятельности актера;
Самостоятельность
сценического текста – уход от драматургической основы;
Эксперименты с пространством;
Приближение к зрителю.
Слайд 16«Перформативный поворот», 1960-е – 1980-е
Эрика Фишер-Лихте
От создания «произведения» к созданию «события»
Изменение роли
субъекта и объекта. Художник создает произведение искусства – реципиент воспринимает и интерпретирует. Все становятся полноправными участниками единого события.
Изменение соотношения означающего и означаемого (исчерпываемость знаковой системы/ избыточная телесность, «внесистемные» знаки и т.д.)
Слайд 17«Постдраматический театр» Ханс-Тис Леман (1999, перевод на русский 2013)
Уход от «театра драмы»:
изменение способов употребления театральных знаков (от «подражания» и «действия» к деконструкции, саморефлексии театрального текста… )
От диктата режиссера – к команде создателей или отдельному перформеру
Отказ от имитации; отказ от обязательной законченности, полноты.
Проектный способ существования
…
Слайд 18Этический поворот
От визуального и чувственного (индивидуальных впечатлений) к дискурсивному обмену и общению
(Грант Кестер)
«…Облегчить создание временного сообщества, включенного в процесс решения серии практических задач» (Рейнальдо Ладдага)