Содержание
- 2. Боярыня Морозова Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́пьевна Моро́зова, в девичестве Соковнина́; 1632; 1632 — 1 ноября;
- 3. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетомБоярыня Морозова была противницей реформ патриарха
- 4. В ночь на 14 ноябряВ ночь на 14 ноября 1671 годаВ ночь на 14 ноября 1671
- 5. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и
- 6. По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в БоровскПо распоряжению Алексея
- 7. В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIVВ
- 8. Бегство старообрядцев началось после Большого Московского собораБегство старообрядцев началось после Большого Московского собора 1667 годаБегство старообрядцев
- 9. Никольская церковь, село Никольское Мухоршибирского района Бурятии. За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви,
- 10. Быт, культура, фольклор У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению
- 11. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея РублёваСтарообрядцы же собирали «дораскольные»
- 12. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской
- 13. Старообрядцы строго следили за «чистотой старой веры», в домах старообрядцев чужому человеку дают специальную посуду, стараются
- 14. Поповство Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии
- 15. Некоторые из современных исследователей уверены, что русское сельское хозяйство в царской России опиралось, прежде всего, на
- 16. В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флотаВ то время, как Пётр Первый
- 17. Матве́й Си́дорович Кузнецо́в (2 августа (2 августа 1846 (2 августа 1846, Дулёво (2 августа 1846, Дулёво
- 18. Са́вва Ива́нович Ма́монтов (3 (15) октября (3 (15) октября 1841 (3 (15) октября 1841), Ялуторовск (3
- 19. Самый известный русский изобретатель – Кулибин Иван Петрович, тоже происходил из староверов. Родился в семье мелкого
- 20. Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки
- 21. В 1802 году В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей
- 22. Беспоповцы Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись
- 23. Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласияВпоследствии, в беспоповском движение возникли новые
- 24. Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй
- 25. Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против придерживавшихся официального православия не
- 26. Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века. Очевидна тенденция к либерализации законов
- 27. Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины
- 28. Матве́й Ива́нович Пла́тов (1753(1753—1818) — русский военный, графрусский военный, граф (1812русский военный, граф (1812), генералрусский военный,
- 29. Но все таки среди старообрядцев оставались «крепкие в вере», которые уходили всё дальше в таёжные дебри…
- 31. Скачать презентацию
Слайд 2Боярыня Морозова
Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́пьевна Моро́зова, в девичестве Соковнина́; 1632; 1632
Боярыня Морозова
Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́пьевна Моро́зова, в девичестве Соковнина́; 1632; 1632
Почитается старообрядческойПочитается старообрядческой церковью как святая
Слайд 3Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетомБоярыня Морозова
Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетомБоярыня Морозова
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов
Слайд 4В ночь на 14 ноябряВ ночь на 14 ноября 1671 годаВ ночь
В ночь на 14 ноябряВ ночь на 14 ноября 1671 годаВ ночь
Слайд 5Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром,
Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром,
В конце 1674 годаВ конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия УрусоваВ конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству.
Слайд 6По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы
По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы
Слайд 7В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской
В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской
Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писанияТак называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа ВерыТак называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союзТак называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына БожияТак называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа СвятагоТак называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
Замена двуперстного крестного знаменияЗамена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Возглас «аллилуйяВозглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
Изменено число просфорИзменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах
Слайд 8Бегство старообрядцев началось после Большого Московского собораБегство старообрядцев началось после Большого Московского
Бегство старообрядцев началось после Большого Московского собораБегство старообрядцев началось после Большого Московского
Слайд 9Никольская церковь, село Никольское Мухоршибирского района Бурятии.
За границей старообрядцы селятся
Никольская церковь, село Никольское Мухоршибирского района Бурятии.
За границей старообрядцы селятся
КерженецКерженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. После разгрома Керженца староверы бежали на УралРазгром Керженца начался при Петре I. После разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в СибирьРазгром Керженца начался при Петре I. После разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Выходцев из Керженских скитовРазгром Керженца начался при Петре I. После разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Выходцев из Керженских скитов на Урале и в Сибири стали называть кержаками, этот термин в дальнейшем распространился на всех старообрядцев Урала и Сибири.
Слайд 10Быт, культура, фольклор
У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества
Быт, культура, фольклор
У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества
Слайд 11Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея
Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея
Слайд 12Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при
Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при
Слайд 13Старообрядцы строго следили за «чистотой старой веры», в домах старообрядцев чужому человеку
Старообрядцы строго следили за «чистотой старой веры», в домах старообрядцев чужому человеку
Слайд 14Поповство
Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось
Поповство
Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось
Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви:
Поповцы приемлют все 7 таинств христианстваПоповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священниковПоповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.
Основными центрами поповства изначально был Нижегородский крайОсновными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская областьОсновными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, ЧерниговщинаОсновными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, СтародубьеОсновными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX векеОсновными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбищаОсновными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в МосквеОсновными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.
Слайд 15Некоторые из современных исследователей уверены, что русское сельское хозяйство в царской России
Некоторые из современных исследователей уверены, что русское сельское хозяйство в царской России
Слайд 16В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флотаВ то
В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флотаВ то
Слайд 17Матве́й Си́дорович Кузнецо́в
(2 августа (2 августа 1846 (2 августа 1846, Дулёво
Матве́й Си́дорович Кузнецо́в
(2 августа (2 августа 1846 (2 августа 1846, Дулёво
Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых, «фарфоровый король». Награждён орденами св. Станислава 3-й степениСамый известный и титулованный из рода Кузнецовых, «фарфоровый король». Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Фабриканты Кузнецовы при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам. В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое
Слайд 18Са́вва Ива́нович Ма́монтов (3 (15) октября (3 (15) октября 1841 (3 (15) октября 1841), Ялуторовск (3 (15) октября 1841), Ялуторовск —
Са́вва Ива́нович Ма́монтов (3 (15) октября (3 (15) октября 1841 (3 (15) октября 1841), Ялуторовск (3 (15) октября 1841), Ялуторовск —
Московско-Троицкая железная дорога
Московско-Ярославской железной дороги,
В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством
В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. РепинВ 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. АнтокольскийВ 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. ВаснецовВ 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. СеровВ 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. ВрубельВ 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. ПоленовВ 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. КоровинВ 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую
Слайд 19Самый известный русский изобретатель –
Кулибин Иван Петрович, тоже происходил из староверов. Родился
Самый известный русский изобретатель –
Кулибин Иван Петрович, тоже происходил из староверов. Родился
Слайд 20Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин
Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин
Слайд 21 В 1802 году В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться
В 1802 году В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться
Слайд 22Беспоповцы
Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников
Беспоповцы
Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников
Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях.
Слайд 23Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласияВпоследствии, в
Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласияВпоследствии, в
Слайд 24Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике
Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике
. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр I подошёл прежде всего с позиции казны.
Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» (отсюда народное прозвище старообрядцев — «двоедане»). Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу.
Слайд 25Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против
Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против
Раскольникам не позволялось строить скиты и пустыниРаскольникам не позволялось строить скиты и пустыни, их монахов и монахинь рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве старообрядцев наказывались как противники власти.
Слайд 26Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века. Очевидна
Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века. Очевидна
Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указном платье.
Слайд 27Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других
Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других
Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, если они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было выбирать. Также оставили применение строгих мер собственно против тайных и упорных староверов, которые увлекали других к безрассудному самосожжению.
Слайд 28Матве́й Ива́нович Пла́тов
(1753(1753—1818) —
русский военный, графрусский военный, граф (1812русский военный, граф (1812),
Матве́й Ива́нович Пла́тов
(1753(1753—1818) —
русский военный, графрусский военный, граф (1812русский военный, граф (1812),
Участвовал во всех войнах России конца XVIIIУчаствовал во всех войнах России конца XVIII — начала XIX векаУчаствовал во всех войнах России конца XVIII — начала XIX века. С 1801 годаУчаствовал во всех войнах России конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаманУчаствовал во всех войнах России конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска ДонскогоУчаствовал во всех войнах России конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска Донского. По рождению принадлежал старообрядцам-поповцам
Слайд 29Но все таки среди старообрядцев оставались «крепкие в вере», которые уходили всё
Но все таки среди старообрядцев оставались «крепкие в вере», которые уходили всё
Одна такая семья быа обнаружена лишь в конце 70 –х годов
ХХ века…